Коммерческая деятельность предприятия является главной, поскольку обеспечивает его финансовое состояние.
Само понятие «коммерция» имеет корни от латинского kommerciu, или торговля. Исходя из определения, коммерция – это ряд взаимосвязанных действий, направленных на обмен услугами и материальными ценностями. Для совершения такого обмена, нужно:
- найти поставщика и покупателя;
- заключить договор с описанием условий;
- реализовать этот договор.
Итак, основная часть коммерческой деятельности – торгово-закупочные операции. С развитием коммерции появляются новые виды деятельности, характерные для развитого рынка. Проводится, например, изучение рынка спроса производимых групп товаров, определяется потребность в таких товарах, выявляются и анализируются конкуренты, определяются новые перспективные поставщики сырья и комплектующих, развивается рекламно-информационная область и т. д.
Принципы современной коммерческой деятельности основаны на полном юридическом и хозяйственном равноправии торговых партнеров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и клиентов, ответственности сторон за исполнение обязательств, принятых на себя. Роль коммерческих служб предприятий в таких условиях возрастает, а на работу их оказывают влияние самые разные факторы.
Успешное развитие коммерческой деятельности предприятия невозможно без тщательного анализа, который должен проводиться систематически. Коммерческие службы обязаны выявлять и учитывать факторы, от которых зависит прибыль на отдельные позиции продукции.
Из анализа должен следовать выбор оптимальных путей решения коммерческих задач предприятия и определены направления, которые обеспечат получение прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Комплексом перечисленных выше проблем на предприятии занимается служба заместителя директора по коммерческим вопросам. Кратко приведем обязанности администратора, занимающего эту должность.
Заместитель директора по коммерческим вопросам: функциональные обязанности
Итак, главная задача заместителя директора по коммерческим вопросам – организовать снабжение предприятия, сбыт продукции и транспортное обслуживание.
Его служба разрабатывает текущие и перспективные планы производства и реализации продукции, снабжения, транспорта внутри предприятия. В его обязанности входит также организация хранения и перемещения сырья, продажи произведенной продукции, разработки стандартов ее качества.
Заместитель директора по коммерческим вопросам работает над своевременным заключением договоров с клиентами и поставщиками, стараясь расширять прямые и долгосрочные хозяйственные связи предприятия. Хозяйственная самостоятельность предприятия является предметом его постоянного внимания.
Заместитель директора по коммерческим вопросам контролирует исполнение плана реализации продукции, план получения прибыли и прочие финансовые показатели. Он следит за правильным расходованием оборотных и кредитных средств, не допуская нецелевого расходования кредитов. В его функции входит также принятие решения о прекращении выпуска продукции, которая не находит спроса.
Большая часть деятельности заместителя директора по коммерческим вопросам отводится проблемам экономии и рационального использования материальных ресурсов. Он совершенствует нормирование расхода сырья и материалов, стараясь повысить рентабельность выпуска продукции.
Заместитель директора по коммерческим вопросам следит за финансовой дисциплиной, не допускает образования излишков товарно-материальных ценностей. Он также организует работу складов, обеспечивает сохранность материальных ресурсов и продукции предприятия.
К его ответственности относится обеспечение полного использования транспорта, организация погрузочно-разгрузочных работ, обеспечение необходимых для этого приспособлений. Под его руководством службой выполняется необходимая отчетность о реализации планов снабжения, сбыта и работе транспорта.