
Ситуацию, когда до зарплаты еще далеко, а наши «финансы поют романсы», и мы «в долгах, как в шелках», многие переживали на практике.
Транжирство, шопоголизм и ониомания
Мало того, что нам довольно часто приходится бороться с собственным внутренним голосом, уговаривающим купить очередную понравившуюся вещь, так еще и разные маркетинговые хитрости направлены на то, чтобы мы оставили в магазине как можно больше денег. Кроме того, выросшие, как грибы после дождя, огромные супермаркеты очень удобны для покупателей, ведь здесь можно купить одежду и продукты, посетить парикмахерскую, пообедать и просто посидеть в кафе, развлечься и пр. Но все эти услуги стоят денег, и человеку, не имеющему силы воли чтобы вовремя сказать себе «стоп», легко угодить в кредитную ловушку.
Впрочем, сейчас деньги можно потратить и не выходя из дома: стоит лишь включить компьютер и зайти на любой сайт, как на нас обрушивается реклама, где нас призывают купить товар, без которого никак нельзя прожить. Да и купить его можно, не почувствовав, как похудел кошелек, – стоит лишь перекинуть деньги с карточки на счет магазина. Можно и не за свои, а в кредит – что совсем печально, ведь платим мы чужие, банковские, а отдаем свои.
Большинство покупок, которые делают люди, – необдуманные, ненужные и нерациональные. Они сделаны под влиянием момента, бездумно. Причем очень часто люди в дальнейшем жалеют о покупке и выброшенных на ветер деньгах, но вскоре опять принимаются за свое. Людей, которые имеют склонность сорить деньгами, совершая импульсивные покупки, называют транжирами, а подобное качество личности – транжирством.
Не так давно появился термин «шопоголизм», обозначающий зависимость человека-шопоголика (англ. shopaholic) от покупок. Это более узкое понятие, чем транжирство, потому что транжирить можно не только деньги, но и время, ресурсы и пр. Шопоголизм же предполагает наличие непреодолимой тяги к хождению по магазинам и совершению покупок, которые для шопоголика становятся и развлечением, и отдыхом, и смыслом жизни.
Есть еще один термин, менее известный, которым обозначают неуемную страсть к покупкам – ониомания (в переводе с греческого – «для продажи» и «безумие»).
Любопытно, что термин «ониомания», служащий синонимом «шопоголизму», впервые применил немецкий психиатр в конце 19 века. Он считал, что ониомания имеет все признаки психологического заболевания и в той или иной степени характеризуется маниакальным поведением.
Кто может назвать себя шопоголиком
Если мы:
- отправляемся гулять по магазинам без цели найти и купить конкретную вещь;
- не ищем что-то определенное, а пересматриваем весь ассортимент;
- склонны делать спонтанные покупки;
- беспрестанно обсуждаем купленный товар;
- слишком много времени уделяем просмотру модных журналов;
- испытываем апатию, если не посещаем торговый центр регулярно,
Значит, мы попали в психологическую зависимость и нас можно назвать шопоголиками со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А именно:
- наши финансы всегда будут в плачевном состоянии: мы не только не будем иметь никаких накоплений, но и легко можем увязнуть в долгах;
- для людей семейных шопоголизм одного из супругов грозит серьезными конфликтами;
- при отсутствии денег или невозможности делать покупки шопоголик испытывает едва ли не ломку, впадает в депрессию, у него может появиться чувство неполноценности.
Чтобы навести порядок в своих финансовых делах и избавиться от привычки много тратить, нужно разобраться в причинах.
Почему мы это делаем
Выделяют внутренние и внешние причины шопоголизма.
Внутренние причины шопоголизма
Внутренние связаны с психологическими проблемами. Психологи считают, что шопоголизму больше подвержены женщины, нежели мужчины. Она развивается у них на почве одиночества, при недостатке внимания, заботы и любви, в период депрессии. Шоппинг же можно назвать хорошим антидепрессантом, поскольку во время покупки происходит выброс «гормона счастья» серотонина и адреналина, который вырабатывается при стрессе. А ведь принятие решения о покупке и дальнейшее возможное разочарование в ней и является микрострессом. Таким образом, поход в магазин – это один из способов поднять себе настроение.
Кроме того, покупки повышают самооценку, дают ощущение свободы и собственной значимости: раз мы можем позволить себе купить ту или иную вещь, значит обладаем властью. Это ощущение усиливается вниманием и уважительным отношением со стороны продавцов, особенно если к обслуживанию добавляются сервисные услуги: кофе, красивые фирменные пакеты и т. п.
Внешние причины шопоголизма
Внешние причины подкрепляют внутренние. Человеку, который склонен к излишним тратам, трудно устоять перед рекламными хитростями и ловушками вроде: «только сегодня на весь наш товар скидка 70%», или «две вещи по цене одной» и пр.
Как бороться с привычкой тратить деньги
- Для начала необходимо осознать, что проблема существует и мы хотим от нее избавиться. До тех пор, пока мы будем оправдывать себя, убеждая, что все наши траты были необходимы, ничего не получится.
- Получить адреналин и пополнить запасы серотонина можно не только с помощью покупок. Встречи с друзьями, прогулки на природе, занятия спортом, плавание, йога, увлечения-хобби – выбор большой!
- Не нужно заходить в магазины просто так, без всякой цели. В крупных магазинах работают мерчандайзеры, работа которых, в частности, заключается в том, чтобы стимулировать продажи. Например, в продуктовом магазине более важные продукты (хлеб, молоко, мясо) располагаются в отдаленных местах торгового зала, с тем чтобы по пути к ним покупатель обратил внимание на другие товары, которые он не собирался покупать. Премудростям продаж обучают специально, так что нужно проявить волю, чтобы не сделать лишних покупок.
- Заранее составленный список необходимого позволит не отвлекаться на товары, в которых мы не нуждаемся, а сразу идти к нужным полкам.
- Некоторым людям помогает избежать лишних трат записка, лежащая в кошельке, с текстом вроде: «Зачем это тебе нужно?».
- Не нужно без необходимости брать с собой в магазин детей: дети всегда прихватят с полки что-то лишнее, а нам бывает трудно им отказать, особенно если они еще устроят прилюдную истерику.
- Иногда вещью стоит «переболеть», то есть отложить покупку на день-два. Советуют: чем дороже вещь, тем больший срок дать себе «на подумать». Бывает, что через пару дней желание перегорит, утратит свою остроту, и деньги останутся целы.
- У многих людей деньги с карточки «улетают» с большей скоростью, чем наличные. Если мы знаем за собой такую слабость, то нам носить с собой банковскую карточку не рекомендуется. С наличными расстаться труднее, чем с виртуальными деньгами.
- Не стоит носить с собой «лишние» деньги, тогда нам будет легче устоять от незапланированных покупок.
- Транжирам не помешает записывать свои ежедневные расходы, а через месяц проанализировать, насколько обоснованы и необходимы были траты. Любопытно, что легче всего делаются мелкие покупки, общая стоимость которых в результате нередко превышает одну крупную. Причем многие из них как раз и являются нерациональными. Как говорят, «Остерегайтесь незначительных расходов: маленькая течь потопит большой корабль».
- Стимулом не тратить деньги может послужить наличие цели. Например, накопить деньги на путешествие, ремонт, мебель, технику и пр. Некоторые люди от растущего в банке счета получают не меньше адреналина, чем от покупок.
- Избавиться от привычки брать в долг и делать покупки в кредит.