Как открыть свой журнал: издательский бизнес

Как открыть свой журнал: издательский бизнес

В России успешный журнал, выходящий с периодичностью один раз в месяц, должен приносить прибыль не меньше $100 тыс. Достичь такого прекрасного результата можно двумя путями: купив лицензию на иностранное издание или раскручивая отечественный бренд.

Перспективы

В России зарегистрировано 37 тысяч печатных изданий, из них журналов – почти 13 тысяч. Огромное количество, переварить которое сложно даже «самой читающей» стране мира. Для сравнения – в Германии издается около 2 тыс. журналов, а в США – приблизительно 8 тыс. Правда, подавляющее большинство изданий, зарегистрированных в Минпечати, не выходят. Только каждый третий журнал можно считать условно живым, а реально работают не больше 300 журналов.

Остальные или уже обанкротились, или готовы к банкротству. Это наглядное свидетельство того, что печатному изданию для сохранения жизнеспособности мало сформировать штат журналистов и фотографов, нужно еще уметь выгодно продать плоды своего творческого труда.

Как известно, многие предпочитают учиться на собственных ошибках, наверное, поэтому ежегодно на российском рынке появляется несколько новых журналов, рассчитывающих занять свое место под солнцем. Большинство новоиспеченных – глянцевые ежемесячники, которые сегодня относятся к динамично развивающемуся сегменту масс-медиа.

В перенаселенном сегменте деловых еженедельников и любых газет все места давно заняты, а вот организовать новый ежемесячный журнал вполне реально, а при правильном подходе журнал может приносить прибыль.

Свои среди чужих

Около четверти всех российских журналов выпускаются по иностранным лицензиям. Это означает, что название, концепция, часть материалов в журнале – калька иностранного аналога. Именно зарубежные женские глянцевые журналы занимают нишу наиболее прибыльных. У этих изданиях всегда изобилие рекламы и большие тиражи.

Читательницы с удовольствием покупают такие журналы, и это не удивительно – высокое качество исполнения и выдержанная концепция делают этот продукт востребованным. Рекламодателей привлекает раскрученный на рынке бренд. Из российских журналов к глянцевым лидерам можно отнести, пожалуй, только «Караван историй».

Зарубежный «глянец» в России представляют издательские дома Independent Media (Cosmopolitan, Men’s Health, FHM, Harpers Bazar, «Домашний очаг», Yes), ИД Conde Nast (Vogue, GQ), ИД «Бурда» (Plаyboy), ИД АФС (Elle), Gruner + Jahr («Гео»).

Отечественных журналов на рынке в 2,5 раза больше, чем западных, но конкуренцию с иностранными брендами выдерживают единицы. Отечественные бренды представлены издательскими домами «7 Дней», «Апрель», «Орбита Медиа Сервис», «За рулем» и некоторыми другими.

Перспективы

Исконно отечественные проекты окупаются гораздо дольше лицензионных СМИ, этим объясняется их весьма скромное присутствие на рынке. Даже самым известным российским журналам пришлось пробиваться с немалыми усилиями, затрачивая крупные суммы на рекламу. Cosmopolitan, Vogue, MensHealth смогли взобраться на вершину рейтинга куда быстрее.

Нельзя сбрасывать со счетов фактор своевременности. Cosmopolitan в свое время сумел стать прибыльным уже с третьего номера во многом потому, что был первым женским глянцевым журналом в России. Сегодня же даже у лицензионных изданий возникают трудности с запуском.

Основные международные бренды уже представлены на российском рынке, а ожидать появления каких-то совершенно новых лидеров не приходится. Западные новинки в подавляющем большинстве представляют собой просто клоны уже популярных изданий. Российские журналы лишены проблем с перенасыщением информационного пространства, но у них есть другая беда – отсутствие первоначального капитала.

Основной источник доходов глянцевого журнала – прибыль от рекламы (до 80%). При работе с лицензионным журналом издатель получает рекламный бюджет. Крупные рекламодатели при работе на местном рынке используют для рекламы деньги материнских компаний, находящихся за границей. Обосновать в головном офисе затраты на рекламу в никому не известном журнале было бы проблематично, поэтому рекламной площадкой становятся лицензионные брендовые издания.

Очевидный и неизбежный недостаток лицензионного бизнеса – обязанность выплачивать роялти владельцу бренда. Размер этих отчислений находится в диапазоне от 10 до 25% с рекламы и продаж. Если речь идет о суперпопулярном издании, цифры роялти могут быть шестизначными. 

У отечественных журналов подобных проблем нет совершенно. Задача «наших» журналов – дождаться прибыли и не «протянуть ноги» раньше времени. По разным оценкам, проект может окупиться в самом лучшем случае через три года после запуска.

Ареал

От 20 до 30% прибыли ежемесячники получают от правильного выбора и расширения области распространения журнала. Многие издатели знают, что путь на прилавок проходит через вступительный взнос оптовику.

По сплетням, чтобы выйти на московский рынок, нужно заплатить $40-50 тыс. без учета рекламной кампании. В регионах процесс выхода на рынок значительно дешевле, но проблем не меньше. Из провинции можно вообще не дождаться денег, да и возвратить тираж бывает непросто.

Общая почти для всех проблема – банальное отсутствие места на прилавках киосков и лотков. Обилие журналов просто не позволяет разместить новое издание так, чтобы на него обратили внимание. В результате активно реализуются только явные фавориты, вроде Cosmo или «Каравана историй», о которых покупатели спрашивают, не пытаясь найти их на прилавке. 

Новички, не желающие тратиться на рекламу, проигрывают еще на старте. Владельцы раскрученных брендов понимают лучше остальных, что без рекламной кампании в продвижении газеты или журнала не обойтись.

Если издатель считает, что читатель не сможет остаться равнодушным к художественным достоинствам журнала, и этого вполне достаточно, чтобы полюбиться публике, он глубоко ошибается. Прежде всего, нужно заинтересовать потенциального читателя, а только потом поддерживать его привязанность к журналу содержательными материалами и удачным дизайном.

Читатели по лицензии

Вместе с известным именем лицензиаты получают доступ к архивам владельца. Вечная проблема издателей глянца – подбор высокопрофессиональных фотографий. В несколько меньшей степени это касается статей. Глянец без материалов о западных звездах выжить не сможет.

Особенно дефицит интересных и информативных материалов чувствуется в модных журналах, которые невозможно себе представить без знакомства с коллекциями haute couture и интервью с ведущими дизайнерами. Модное сообщество настолько закрыто, что бренд местного пошиба не имеет никаких шансов проникнуть в него.

Право пользования «закромами» бренда предоставляется издателю при подписании лицензионного договора, жестко регулирующего существование бренда на рынке. Нарушение этих правил приводит к лишению лицензии.

Основная проблема иностранного глянца – адекватный перевод, вернее, конвертация продукта. Ни структура, ни запросы нашей аудитории пока еще не соответствуют структуре западного общества, под которое пригнаны концепции. Отечественный читатель по привычке считает журнал инструментом развлечения, а не пропуском в социальный круг, в котором принято носить носки определенного производителя и ездить на машинах признанных марок.

Давайте посмотрим, чем русская версия журнала Playboy отличается от оригинала? Мы пересмотрели подшивки американского и нашего журнала за один год. Вот несколько наблюдений в разных рубриках. 

«Девушка месяца»

Американский идеал – блондинка с полуоткрытыми блестящими губами. Школьница-переросток в форменной клетчатой юбочке, как у Бритни Спирс. Немного уступает образ Бритни Спирс, повзрослевшей на 10 лет – блондинка в откровенных позах. Русская «Девушка месяца» – обязательно стройная барышня без силикона. Очевидный избыток косметики – плоды усилий старательных визажистов. 

«Герой номера»

У американцев – как правило, певцы, например, Fred Durst. Основная тема – творчество и секс. Стилистика сродни текстам песен: «Она спала с моим другом, а со мной была только из-за денег. Она отняла у меня сердце и бросила его в блендер, потому что я идиот. Я терпел все это ради секса». 

В российской версии герои беседуют с читателем зрелых лет. «Мои амбиции удовлетворены. Мне нечего доказывать моей женщине, потому что она меня любит и предана мне. Чтобы окончательно самоутвердиться, мне нужно рисковать. Например, я приступил к съемкам нового фильма».