Как открыть бизнес в Турции: советы предпринимателям

Как открыть бизнес в Турции: советы предпринимателям

Турция – это почти рай для иностранных инвесторов. Открыть бизнес в Турции просто, поскольку правительством созданы все условия по привлечению иностранного капитала на турецкий рынок и для успешной работы иностранных компаний на Анатолийском полуострове.

Львиная доля от всего сегмента частного бизнеса Турции приходится на туризм и виды, прямо и косвенно с ним связанные: отельный и ресторанный бизнес, кафе, пляжи и т. д. По мнению экспертов, среди предложений, выставленных на продажу в Турции, именно эти виды бизнеса занимают лидирующие места.

К примеру, трехзвездочный отель на 88 мест в туристическом районе Анталии будет стоить около 3 млн. евро, хотя нетрудно найти гостиницу втрое дешевле – около 1 млн. евро. Кроме готового бизнеса, для начала можно купить жилую недвижимость (дом, квартиру) и сдавать ее в аренду. Как вариант можно попробовать заняться уличной торговлей (хот-доги, каштаны, вареная кукуруза и т. п.) Имея стартовый капитал и желание, это вполне можно осуществить.

Регистрация субъекта бизнеса в Турции

Итак, решение принято, и вы твердо намерены заняться бизнесом в Турции. Начинать нужно с регистрации юридического лица. Это просто, поскольку, такая процедура согласно закону, принятому в 2003 году, значительно упрощена. Сегодня вместо 19 этапов процесса регистрации предприятия осталось только 3. Совсем уже поражает воображение тот факт, что зарегистрировать бизнес можно всего за один день и в одном месте – в Торгово-промышленной палате.

Турецкое законодательство законом «О прямых иностранных инвестициях», принятым в 2003 году, полностью уравняло в правах иностранных инвесторов с местными бизнесменами. Таким образом, открыть бизнес в любой законной форме организации в Турции может любой иностранец.

По нормам Коммерческого Кодекса Турции разрешены следующие организационно-правовые виды бизнеса:

  • Anonim Sirketi (A.Ş.) – акционерное общество
  • Limited Sirketi (Ltd. Şti.) – общество с ограниченной ответственностью
  • Adi Ortaklık – простое товарищество
  • Komandit Sirket – товарищество с ограниченной ответственностью
  • Kollektif Sirket – зарегистрированное товарищество
  • Sermayesi Paylara Bolunmus Кomandit Sirket – простое товарищество, поделенное на доли
  • Частный предприниматель

Как правило, иностранцы регистрируют в Турции Акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Сумма уставного капитала при регистрации ООО одинакова для турецких и иностранных бизнесменов, и составляет 5 000 турецких лир (около 3 000 долларов США).

Учредителями ООО в Турции могут выступить физические или юридические лица, специально для этого зарегистрированные, в количестве от 2 до 50. Минимальный уставной капитал АО должен составлять 50 000 турецких лир (около 30 000 долларов США). Учредителями АО могут стать минимум 5 акционеров (максимальное количество акционеров не ограничено).

Напомним, предприятие можно зарегистрировать всего за 1 день, однако каждая форма предприятия требует особой процедуры. Общими моментами регистрации являются:

Подача учредительных документов в Торгово-промышленную палату. Необходимо иметь: заверенные у нотариуса решения учредителей, Устав и манифест для Торгово-промышленной палаты, уникальное название компании на турецком языке.
При регистрации компании необходимо обязательное присутствие всех соучредителей с загранпаспортами.

Каждый учредитель получит «Официальное издание» Торгово-промышленной палаты, в котором указаны сведения о регистрации компании. После этого компания будет поставлена на учет в налоговую инспекцию.

25% уставного капитала учредители обязаны внести в течение трех месяцев, остальная сумма вносится на протяжении трех лет. Государство регулирует отдельные сферы бизнеса. Например, для открытия компании в банковском или страховом секторе, пункта обмена валют, таможенного склада, лизинга, фонда необходимо дополнительное разрешение от Министерства торговли и промышленности.

Особенности ведения бизнеса в Турции

Покупка уже существующего бизнеса в Турции, как правило, происходит через посредников – частных лиц или агентства недвижимости. При работе с посредником нужно быть осторожным: можно попасть на мошенника. Обратитесь в параллельную компанию для наведения справок и экспертизы выбираемого объекта.

Главный принцип ведения бизнеса в Турции – не отступать от закона даже в мелочах! Ментальность российских бизнесменов, привыкших к «оптимизации налогообложения», в Турции может сослужить плохую службу: налоги здесь принято платить по закону, и любое отступление от него жестко карается.

Кроме того, работать в Турции по закону значительно проще и удобнее, чем пытаться выстраивать хитроумные комбинации с целью его обойти. Окупаемость бизнеса в Турции ничуть не меньше российской, а вот удобства в ведении дел очевидные:
Бизнес вести просто. Любые разрешительные документы, лицензии, сертификация товаров выдаются госучреждениями быстро и четко.

Рисков меньше, стабильности и предсказуемости больше. Турецкое правительство принятием специальных государственных программ развития предпринимательства старается не только создать условия для внутреннего бизнеса, но и стимулировать приток иностранных инвестиций. К малому и среднему бизнесу в Турции относятся предприятия, в штате которых до 250 сотрудников, с годовой реализацией до 25 млн. турецких лир. Таким компаниям предоставлен ряд серьезных льгот: освобождение от НДС на оборудование, турецкое и импортное, от таможенных сборов, упрощен порядок получения кредитов из бюджета.

Серьезным стимулом развития бизнеса в Турции и привлечения иностранных инвестиций является создание специальных инвестиционных зон. Их основные типы:

Зоны технологического развития (технопарки). Созданы в различных городах страны. Всего запланировано открытие 39 таких технопарков, 27 из которых уже действуют. Один из них, в Анталии, специализируется на научных исследованиях и инвестициях в высокие технологии.

Организованные промышленные зоны. Являются территориально-промышленными комплексами, в состав которых входят предприятия малого и среднего бизнеса, работающие на определенной территории. Развитие бизнеса в этих зонах стимулируется специальными льготами в налогообложении, кредитовании, ценами на энергоресурсы и прочим. В настоящее время действует около 150 таких зон.

Свободные зоны. Специальные территории вне таможенной зоны, созданные для притока инвестиций, ориентированные на экспорт. Административные правила здесь значительно сокращены, а некоторые исключены совсем. Таких зон 19. Они расположены вблизи портов и имеют выходы на международные торговые пути.

На турецком рынке сегодня работают более 15 000 компаний с иностранным капиталом. В это число входят такие всемирно известные “Toyota”, “Honda (Япония), “Ford”, “P&G”, “Philip Morris” (США), “Renault”, “Cement Fransaise” (Франция), “Bosch”, “Mercedes”, “Siemens” (Германия), “Pirelli”, “Fiat” (Италия).

Особенности ведения бизнеса в Турции

Для россиян главной трудностью является языковой барьер и особенности менталитета. Первая проблема решается известным способом, а вот понять национальную специфику ведения бизнеса непросто. Турция уникальна сочетанием восточной и западной культур. Законодательство Турции, банковская, налоговая, образовательная и другие системы приводятся к стандартам ЕС, но все это накладывается на восточный менталитет населения, отстающий от стремительных перемен.

Русский бизнесмен в Турции должен руководствоваться двумя главными принципами – не верить никому на слово и поступать строго по закону. Только заключенный сторонами официальный контракт имеет в турецком бизнесе безусловную силу, все остальное ненадежно и опасно для бизнеса.

Наиболее прибыльные направления бизнеса

В валовой внутренний продукт турецкой экономики наибольший вклад вносит международная торговля. Структура турецкого экспорта в 2009 году выглядит следующим образом:

  • Продукция машиностроения и транспортных средств – почти 3 миллиарда долларов США.
  • Промышленные товары – более 2,5 миллиардов долларов США.
  • Продукция сельского хозяйства и животноводства – чуть более 1 млрд. долларов США.

По секторам экономики структура турецкого ВВП выглядит так:

  • 1 место – промышленный сектор (тяжелая и легкая промышленность);
  • 2 место – транспорт, услуги связи, логистика;
  • 3 место – аренда, владение и продажа недвижимости;
  • 4 место – торговля, розничная и оптовая;
  • 5 место – сельское хозяйство.

Минимальный начальный капитал для организации бизнеса в Турции

Минимальная сумма для начала бизнеса в Турции зависит от вида бизнеса и приблизительно на треть меньше той, что понадобилась бы в России.

Открытие и содержание бизнеса в Турции по бюджетным платежам выше, чем в России, но стоимость аренды, рабочая сила, расходы на рекламу гораздо ниже. Но самым важным является то, что на бизнес нет никакого давления со стороны государства, а ясное и прозрачное налоговое и правовое законодательство позволяют начинать бизнес за минимальные деньги. Недавно экспертами профильной компании был сделан расчет расходов на открытие салона красоты. В Москве организация такого бизнеса обошлась бы в 1 млн. евро, в российском городе-миллионнике приблизительно 700 тыс. евро. В Анталии (население 2 млн. человек) – 440 тысяч евро.

Советы предпринимателям, открывающим бизнес в Турции

Рекомендации общего характера:

Не нужно заниматься самодеятельностью, самоуверенно полагаясь на «деловое чутье». Есть масса нюансов, о которых вы можете узнать только в фирмах, занимающихся консультациями по ведению бизнеса в Турции.

Проведите необходимые маркетинговые исследования в вашей области, определите наличие спроса и уровень конкуренции.
вам необходим тщательно продуманный бизнес-план и долгосрочная стратегия ведения бизнеса на турецком рынке.
Наймите для начала толкового бухгалтера, адвоката и переводчика. Главные ошибки, которые допускают русские бизнесмены в Турции, из юридической области, а маркетинговые и экономические просчеты, как правило, второстепенны по значимости.

Большая часть российских компаний в Турции заняты туризмом и строительством объектов коммерческой и жилой недвижимости. Наши соотечественники широко представлены также на рынке международной торговли между турецкими производителями и странами СНГ.

Современная мировая экономика переживает непростые времена, а наметившиеся признаки стабилизации еще недостаточны, чтобы оптимистически рассчитывать на скорый подъем. На фоне падения производства и финансового кризиса в ЕС, Турция демонстрирует завидную экономическую стабильность.

Многие авторитетные экономисты утверждают, что к 2050 году Турция займет 10 строчку крупнейших экономик мира (на сегодняшний день она на 18 месте). По численности населения к этому времени Турция также выйдет на 10 место в мире. Учитывая это мнение экспертов, а также текущие привлекательные условия ведения бизнеса, Турция вполне может претендовать на достойное место в перечне стран, инвестиции в которые сегодня наиболее привлекательны.