Как свести к минимуму риски при открытии нового бизнеса

Риски нового бизнеса и их снижение

При открытии нового бизнеса предприниматели чаще думают о потенциальной прибыли, чем о возможных потерях. Оптимистичный настрой достоин восхищения, но суровый опыт подсказывает, что успеха добиваются те, кто думает о выживании больше, чем о головокружительных доходах.

Начинающего предпринимателя при открытии нового бизнеса подстерегает множество рисков и угроза потерять деньги. Существуют риски предпринимательские и несистемные, прогнозировать которые довольно трудно.

Предпринимательские риски включают возможность того, что продукция или услуги будут невостребованными, расходы могут значительно превысить доходы, себестоимость окажется слишком высокой, что сделает продукт неконкурентоспособным и т. п. В список непрогнозируемых рисков могут войти и ограбление, и пожар, и любые обстоятельства, предвидеть которые сложно.

Чтобы прекрасные планы не разрушились, нужно учитывать все факторы, влияющие на развитие бизнеса. При этом совершенно не важно, о каком бизнесе идет речь – автомобильный концерн, фабрика мягких игрушек и сигаретный киоск подвергаются одним и тем же рискам. В начале любого дела заложена вероятность положительного и отрицательного исхода. Мы можем показаться вам перестраховщиками и пессимистами, но все-таки призываем прислушаться к советам стреляных воробьев – уделяйте первостепенное внимание возможным неудачам, тогда ваши шансы на успех подскочат.

Неумолимая статистика свидетельствует: в первые три года закрываются около 90% новых предприятий. Это происходит по разным причинам, но основная – неправильный подход к финансированию. Чтобы снизить риск, многие бизнесмены прибегают к диверсификации, что вполне оправдано. Но выбирать проекты для инвестирования нужно очень осторожно, ошибка может стать причиной крушения основного бизнеса. Как выбрать новый бизнес-проект, чтобы свести риски к минимуму?

Учитывайте вероятные риски

Одни компании десятилетиями работают в выбранной отрасли, часто выпуская только один вид продукции. Другие, замечая возможности бизнеса на окружающих рынках, направляются туда и осваивают новые направления. Такая энергичность объясняется желанием завоевать новых потребителей и укрепить финансовую базу компании или вследствие пытливости ума владельца компании.

Создавая новую компанию, даже при условии частичного использования ресурсов основного предприятия (персонала, бренда, производственных мощностей и т. п.), будет полезно проанализировать риски от вхождения в новый проект. Давайте рассмотрим самые распространенные и вероятные риски новых бизнес-проектов, и узнаем, как их минимизировать.

Здраво оцените возможности команды

Бизнесмены не жалеют времени и денег на поиски блестящей идеи для нового дела. Обнаружив искомое, они забывают о составлении бизнес-плана и скучных бюрократических процедурах, уверенные, что хорошая идея всегда пробьется. И это – их основная ошибка. Инвесторы вкладывают деньги в людей, а не в идеи. Тот, кто генерировал идею, очевидно, талантлив, но это совершенно не значит, что он может руководить проектом. Так, даже самый лучший программист, скорее всего, не сможет управлять новым IT-подразделением. Базовое правило менеджмента – каждый должен заниматься своим делом!

Традиционно неблагоприятные отрасли для открытия нового бизнеса

Выживает приблизительно один из десяти начинающих бизнесов, но есть отрасли, в которых этот показатель еще меньше. В частности, в общественном питании, розничной торговле и телемаркетинге могут продержаться очень немногие. В этой нише появился новичок – новые социальные сети и сайты знакомств. Люди предпочитают регистрироваться на сайтах, где уже есть их друзья. Как вы можете заманить их на сайт, где они никого не знают?

Еще один пример – бизнес для души. С завидной периодичностью открываются ресторанчики, которые бизнесмены решают организовать «для себя и друзей». Наверное, в такой формулировке много лукавства, потому что одних друзей для нормальной работы ресторана явно недостаточно. Вновь организованные рестораны редко переживают критический трехлетний срок. Если и вас посещает мысль об открытии уютного ресторанчика «для своих», учтите, что в ресторанном бизнесе непросто удержаться даже профессионалам.

Проанализируйте емкость рынка

Зачем осваивать перенасыщенный или отмирающий рынок? Даже если ситуация на вашем целевом рынке далека от насыщения, выходить на него лучше с чем-то востребованным многими, а не с тем, что «было бы неплохо купить когда-нибудь потом». Особенно много ошибок бизнесмены совершают, когда появляется большой и развивающийся рынок.

Новые перспективы кажутся неисчерпаемыми и усыпляют бдительность. С недавнего времени деловые СМИ наперебой расписывают необозримый китайский рынок. Конечно, он огромный, но неоднородный. Если даже создается впечатление, что рынок может поглотить все, четко определите идею своего нового бизнес-проекта и не сворачивайте с выбранного пути.

Рискованные стратегии

Стремясь к инновациям, компании совершают ошибки при формировании цены на свой товар, при выборе способов его продвижения или при позиционировании новой компании. Разработчики веб-продуктов часто заявляют, что будут предлагать свой сервис бесплатно, а деньги получат от рекламы. Наверное, когда-нибудь будет именно так, при условии, что на первых порах инвестор согласится вкладывать очень большие средства в маркетинг, не рассчитывая на прибыль. Даже при самой удачной идее и отличной команде у компании есть риск банкротства по причине чересчур оптимистичных планов относительно финансовых результатов.

Не занимайтесь проектами с небольшим возвратом инвестиций

Некоторые виды бизнеса просто не могут стать глобальными в силу естественных границ роста. Консалтинговая фирма, популярность (бренд) которой основана на имени основателя, не сможет превратиться в корпорацию, потому что клиенты обязательно будут стремиться попасть на прием к основателю или, в крайнем случае, к его последователям.

Это невозможно физически. Исключите из списка также семейные предприятия, в которых основатель не желает доверять менеджмент наемному управленцу. Неудачный выбор – маленькие проекты, интересные очень ограниченному кругу клиентов. Открытие нового бизнеса или направления всегда рискованно. Кроме перечисленного, на новый бизнес влияют все обычные риски – производственные, политические, рыночные и т. д. Предварительно проведя риск-анализ вы сможете избежать явных неприятностей и исключить очевидно безнадежные проекты.