Регистрация ИП самостоятельно. Документы для регистрации индивидуального предпринимателя

Регистрация ИП самостоятельно. Документы для регистрации индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель (или частный предприниматель) – физическое лицо, зарегистрированное без участия юридического, но пользующееся многими его правами. Право свободного пользования собственной выручкой – одно из главных преимуществ ИП.

Общие положения

Для регистрации ИП не нужен юридический адрес, а также уставный капитал, но при этом предприниматель отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся в его собственности.

Регистрация ИП производится налоговой службой на основании Закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документы также могут быть поданы в специализированный центр. Регистрация ИП и оплата налогов (исключая ЕНВД), а также пенсионных сборов проводится по месту постоянной прописки. Если постоянной прописки нет, можно регистрироваться по месту временной регистрации. Деятельность ИП можно вести на всей территории РФ.

Расходы по регистрации ИП

Перечень расходов на регистрацию ИП состоит из обязательных и необязательных:

  • госпошлина 800 рублей (обязательно);
  • изготовление печати ИП 500-1500 рублей (необязательно);
  • нотариальные услуги – 400-1500 рублей (если регистрация готовится не самостоятельно);
  • открытие расчетного счета в банке 500-3 000 рублей (необязательно).

Итого: 800-6 800 рублей

Предлагаем вашему вниманию порядок подготовки документов для регистрации ИП. Пошаговая инструкция:

Шаг 1. Выбор системы налогообложения. Получение ИНН

До регистрации обязательно определитесь с выбором системы налогообложения. Если у вас еще нет индивидуального налогового номера, нужно заполнить и сдать заявление на его получение. В этом случае поле ИНН во всех документах и квитанции оставляем пустым.

Шаг 2. Выбор кодов ОКВЭД

Выберите код ОКВЭД, определяющий вид деятельности. Рекомендую указать как можно больше кодов. После регистрации дополнительное внесение кодов отнимет немало времени, а за повторную выписку из ЕГРИП придется заплатить. Первым кодом в списке должен быть главный вид деятельности. Минимальное количество цифр, которые нужно указать – 3. С июля 2013 года введены формы, в которых требуется указывать 4 цифры. Можно работать или не работать по указанным кодам, но иметь их на всякий случай нужно. За «лишние» коды предприниматель никакой ответственности не несет.

От кода зависит величина страхового тарифа ФСС от несчастного случая, а также отнесение к областям льготной деятельности. Для кодов, которые начинаются с 80, 85, 92 и 93 может понадобиться справка из милиции об отсутствии судимости.

Шаг 3. Подготовка заявления

Сайт ФНС предоставил сервис, позволяющий регистрировать ИП без электронной подписи. Для регистрации ИП достаточно один раз явиться в налоговый орган.

Первый шаг заключается в проверке личных данных. Многие готовы не усложнять себе жизнь, а самостоятельно сходить в налоговую. Но все зависит от региона и работы местных инспекторов. Заявление на регистрацию и прочие документы можно подготовить при помощи сервисов, которые бесплатно размещены на различных тематических сайтах. Внимательно ознакомьтесь с правилами заполнения бланков, полностью учитывая все требования.

Например

ФИО заявителя на листе Б нельзя заполнять в компьютерной версии – нужно заполнение только от руки черными чернилами, а подпись часто требуют ставить в присутствии налогового инспектора при личной подаче документов (или требуют нотариального заверения, если документы предоставляются не заявителем);

  • адрес электронной почты указывается только в случае подачи документов в электронном виде;
  • лист Б заполнять не следует, он будет заполнен в налоговой и передан заявителю, как свидетельство подачи документов на регистрацию.

Красным отмечены те поля, которые не заполняются совершеннолетними гражданами РФ. Все листы (кроме листа Б) шнуруются ниткой, страницы нумеруются и на последней странице наклеивается стикер с надписью «Прошито и пронумеровано (указать число) страниц» и подпись заявителя.

Шаг 4. Оплата государственной пошлины

Оплатить госпошлину в сумме 800 рублей можно, заполнив образец квитанции из интернета. Указанные реквизиты для платежа нужно изменить, вставив свои. Реквизиты узнайте в налоговой, в которой будете регистрироваться или на интернет-сайте налог.ру. Помните, госпошлина не возвращается даже при отказе в регистрации, так что будьте внимательны при заполнении документов.

Шаг 5. Переход на «упрощенку»

Заявление на упрощенную систему можно также подготовить, используя бесплатный сервис. При регистрации ИП можно сразу оформить УСН (упрощенную систему). Заявление на УСН подается в течение 30 дней после регистрации. Заявление заполняется соответственно требованиям (см. «Все о переходе на УСН + образец заявления»).

Шаг 6. Передача документов

Документы могут передаваться на регистрацию сторонними лицами. В этом случае должна быть нотариально оформлена доверенность на предоставление этим лицом интересов заявителя в налоговой инспекции. В случае, когда вы доверяете кому-либо отнести документы на регистрацию или отправляете их по почте, понадобится копия вашего паспорта, а также ваша подпись в регистрационном заявлении, заверенные у нотариуса.

Отослать документы в налоговую нужно ценным письмом, обязательно с описью вложения. Документы с регистрации вы получите почтой в течение двух-трех недель. Если документы не получены, придется съездить самому или послать курьера. Правда, представителю документы могут не выдать. Проверить, получены ли отправленные почтой документы, можно на сервисе налог.ру (нужно ввести ФИО заявителя).

Шаг 7. Документы для регистрации

В налоговую инспекцию необходимо подать:

  • заявление о государственной регистрации ИП (1 экз.) формы Р21001. Лист Б (2 копии) заполняются в налоговой и один отдается заявителю;
  • копию ИНН;
  • копию паспорта;
  • документ об оплате госпошлины (квитанцию);
  • заявление о переходе на «упрощенку» (при необходимости);
  • копию разрешения на временное проживание или вид на жительство (для иностранцев).

Шаг 8. Получение документов из налоговой

По закону ИП должен быть зарегистрирован за 5 рабочих дней. Иногда, в зависимости от региона, срок этот может составить 2-3 недели. С регистрации должны быть выданы документы:

  • свидетельство о регистрации ИП (ОГРНИП);
  • выписка из госреестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
  • уведомление о постановке физлица на учет в налоговой;
  • уведомление о регистрации ИП в территориальном отделении Пенсионного фонда по месту жительства;
  • справка о присвоении кодов статистики Росстата;
  • свидетельство о регистрации в фонде обязательного медицинского страхования.

С 30 июля этого года по заявлению ИП в свободной форме документы из налоговой могут отправляться ему по фактическому месту проживания, а не адресу прописки, указанному в паспорте.

Что делать при отказе от регистрации

ИП могут отказать по следующим причинам:

  • не все необходимые документы предоставлены;
  • документы предоставлены не по адресу регистрации;
  • указанные сведения неверны, есть ошибки и опечатки;
  • ИП зарегистрирован ранее;
  • заявитель осужден по приговору суда;
  • заявитель занимался бизнесом и стал банкротом.

Что делать, если отказано в регистрации

Нужно обжаловать решение в налоговой инспекции. Только после отказа можно обращаться в суд. По такому вопросу обращение в суд окажется слишком дорогим, поэтому разумнее заплатить 800 рублей и пройти повторную регистрацию.

После регистрации

Итак, госрегистрация пройдена. Теперь обязательно следует стать на учет в Пенсионный фонд (медицинское страхование там же), статистику и Роспотребнадзор (если нужно). Официально в России введена регистрация «в одно окно», где налоговая сама должна ставить на учет, однако на практике такое бывает нечасто. Если при получении документов о постановке на учет нет, и они не присланы почтой, то придется заняться этим самостоятельно. Остается сделать печать и открыть расчетный счет в банке (см. «Пошаговую инструкцию»). Теперь можно приступать к работе.