Должностная инструкция директора по продажам

Этой профессии нельзя научиться ни в школе, ни в высшем учебном заведении, ни в бизнес-школе. Стать директором по продажам мечтает почти каждый продавец, но одного желания оказывается мало. Эта работа требует знаний и таланта.

Директор, отвечающий за продажи, должен уметь правильно планировать, управлять коллективом, видеть и развивать таланты подчиненных, контролировать организационные активы. Особенность профессии заключается в практическом применении различных техник продаж, необходимых для эффективной деятельности компании. Сегодня специалисты этой профессии относятся к разряду самых высокооплачиваемых. 

Как становятся директорами по продажам

Нужно признать, что очень многие директора по продажам начинают свой профессиональный рост с должности простого продавца. Достаточно часто обязанности этого специалиста приходится брать на себя директору или собственнику компании. В целом, перспективы занять эту должности есть у:

  • продавцов;
  • маркетологов;
  • собственников или директоров компаний на начальных этапах развития бизнеса;
  • директоров по маркетингу.

Руководство может найти подходящую кандидатуру как внутри компании, так и вне ее, что зависит от нескольких факторов, среди которых:

  • зрелость компании и состояние системы продаж;
  • стратегия развития;
  • внутренний потенциал компании;
  • наличие опыта в продажах на выбранном рынке;
  • амбиции руководства.

В компаниях с успешной культурой и практикой продаж обычно стараются воспитать менеджера по продажам внутри компании, обучая персонал на тренингах, курсах и т. п.

Задачи директора по продажам

Основная задача менеджера по продажам – сбыт продукта компании с вовлечением всех существующих ресурсов – человеческих и финансовых. Подобные задачи решает и директор по маркетингу, но с помощью других инструментов.

Иногда задачи совмещаются, и компания предпочитает иметь в своем штате директора по маркетингу и продажам. Нужно отметить, что успешно справиться с обеими функциями довольно сложно, так как предполагаются абсолютно разные действия.

Обязанности директора по продажам

Специфика и уровень развития компании диктует требования к директору по продажам, но в любой отрасли этот специалист должен:

  • Участвовать в составлении планов и стратегий продаж, ценообразовании и маркетинге.
  • Набирать штат продавцов, управлять коллективом и решать текущие проблемы с продажами
  • Налаживать и развивать взаимодействие с подразделениями компании.
  • Поддерживать связи с основными клиентами.

 
Составление стратегических планов продаж, участие в формировании ценовой политики и маркетинге

Директор по продажам совместно с руководством и менеджерами других подразделений согласовывает планы продаж, определяет направление развития, вовлекает новые каналы и т. п. Участие в этих процессах заставляет директора по продажам изучать рынок, проводить расчеты, анализировать положение компании на рынке и \ текущее состояние продаж.

Набор кадров и управление ними

Директор по продажам может подбирать кадры самостоятельно или, создав определенный портрет продавца, поручить эту функцию отделу, занимающемуся персоналом. Управление и контроль подразумевают создание безотказной системы работы отдела, при которой продавцы всегда понимают свои задачи, а руководитель находится в курсе хода и результатов работы.

Взаимосвязи с подразделениями

При продажах обязательно возникают сложные или незнакомые проблемы и новые задачи. Нужно искать товары, разбираться со срывающимися поставками, проблемами поставщиков, дистрибьюторов, следить за изменениями законодательства и многое другое. Эти факторы могут нарушить процесс продаж, если эффективное решение не будет найдено быстро.

Для решения этих непростых задач необходимо эффективное взаимодействие внутри компании и на рынке в целом. Очень важна и личная репутация, и связи, и авторитет директора. Умение найти общий язык с бухгалтерией и юридическим отделом при согласовании договоров, с департаментом логистики, с руководством и с производителями становится непременным условием для результативных продаж.

Поддержание конструктивных отношений с партнерами и клиентами

Бытует мнение, что директор по продажам – это высокопрофессиональный продавец. Безусловно, навыки практических продаж должны быть освоены менеджером, но все-таки умение организовать работу и управлять персоналом кажется более важным.

При отлаженной работе коллектива результат гораздо лучше, чем самая успешная работа директора-продавца. Но основными клиентами руководитель по продажам должен заниматься лично. Во всяком случае, он должен взять под свой контроль контакты с руководством этих клиентов.