Путевой лист грузового автомобиля (форма 4С)

Порой среди начинающих свою профессиональную деятельность бухгалтеров возникает предубеждение, что лучше всего использовать неунифицированную форму для путевого листа, причем данный документ можно распечатать сразу на весь месяц.

Однако более опытные их коллеги уверены, что такая манера составления документации приводит к целому ряду проблем, которых можно было бы избежать, используя стандартный бланк путевого листа.

Данный спор принял грандиозные масштабы, на что незамедлительно отреагировали представители Министерства Финансов РФ, которые отвечают за разрешение подобного рода разногласий на законном уровне.

Свою точку зрения, а также детальные разъяснения по данному вопросу они сначала разместили в официальном письме ведомства под номером 03-03-04/1/214, а затем продолжили дискуссировать на эту животрепещущую тему и в других документах: от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129, от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327.

Но при этом была допущена маленькая оговорка, что речь идет о путевом листе для легкового автомобиля. Ее то и не приняли во внимание многие бухгалтера отечественных компаний и промышленных предприятий, кстати, близоруки оказались и инспекторы налоговых служб, находящихся в разных регионах страны.

Так почти пять лет назад, а именно в конце ноября 2006-го года столичные представители УФНС России распространили официальные письма под номерами № 20-12/100253 и № 20-12/54213, в которых были помещены неунифицированные или самостоятельно составленные формы путевых листов, использовать которые разрешалось водителям всех без исключения автотранспортных средств передвижения.

Другими словами, инспекторы посчитали возможным, превышая рамки своих полномочий указать отечественным предпринимателям типа создания документа, о котором собственно и идет речь уже многие годы.

Конечно, бухгалтера могут собственно и не использовать для учета налоговыми органами унифицированную форму путевого листка, однако при этом они должны соблюдать все необходимые при разработке оригинальной формы детали, предписанные российским законодательством и всеми специализированными правовыми актами и постановлениями.

Таким образом специалисты предприятий могут самостоятельно создавать и разрабатывать формуляры первичной документации для дальнейшего учета, но при этом все это должно быть учтено в практикующей политике данной компании или промышленного предприятия.

Однако не лишним будет ознакомиться и с 15-м пунктом инструкции Минфина под номером 156, Госбанка СССР номер 30, ЦСУ СССР номер 354/7, а также Минавтотранса РСФСР номер 10/998.

В нем указано, что все действующие в стране организации, использующие для осуществления своей деятельности автотранспортные средства, находящиеся в собственности предприятия или же арендованные у других участников отечественного рынка должны выдавать водителю путевой лист соответствующей формы, еще до того, как он покинет территорию завода или фабрики.

При этом водители грузовых машин должны иметь при себе документ утвержденной формы. Однако не стоит списывать со счетов самостоятельно разработанные путевые листы, оформлять которые можно ежемесячно, но при этом компания не должна являться автотранспортным предприятием.

Проблемы неунифицированных путевых листов

Использую неунифицированную форму путевых листов для автомобильного транспорта необходимо иметь в виду и проблемы, которые могут возникнуть в связи с подобной практикой. Первое препятствие заключается в том, что как таковое понятие автотранспортное предприятие ни в каких нормативных актах и документах не зафиксировано.

Есть лишь указание в Уставе автомобильного транспорта РСФСР о том, что к подобным организациям, непрофильного направления, приравниваются организации, имеющие любые автомобили в своем распоряжении. При этом на стандартных бланках путевых листков отмечено, что они являются типовыми по отношению к межотраслевым формам.

Еще одной проблемой является тот факт, что путевой лист по сути своей является документом, что предусмотрено Правилами дорожного движения нашей страны, которые были утверждены правительством РФ 23 октября 1993 года.

Поэтому многие сотрудники ГИБДД требуют от водителей не усеченного формуляра, а полноценного путевого листка, образец которого известен не только бухгалтерам конкретной компании, а всем представителям иных госслужащим. Согласитесь, что вряд ли инспектор, остановивший грузовик с товаром на дороге, будет внимательно слушать об особенностях политики на том или ином предприятии и предпочтениях штатных бухгалтеров.

Многие бухгалтера, которые пытаются отстоять право на использование неунифицированных форм. Объясняют свое рвение к разработке оригинальных разновидностей тем, что якобы вся ответственность за это ложится исключительно на их плечи. Однако они умалчивают о том, что данный документ выписывается диспетчером или же уполномоченным для осуществления подобной операции лицом.

При этом также следует понимать, что задачей путевого листка является не только учет расхода горючего, но еще и выполняет функцию сопроводительного документа, без которого водитель не может перевозить товар на служебном автомобиле.

При этом путевой листок представляет интерес не только для инспекторов налоговых органов, но и для сотрудников ГИБДД, так как одним из документов предъявляемых при проверке является именно путевой листок.

Кстати, путевой лист просто необходим водителю, который отправился в дорогу без доверенности на право управления транспортным средством. При этом лучше иметь при себе унифицированную форму документа, которая не вызовет вопросов у проверяющих сотрудников ДПС иначе ему будет выписан штраф в размере 50 рублей.

Категорически запрещается использовать самодельную форму путевого листа для грузовых автомашин, что зафиксировано в пункте 2.1.1 ПДД. Без него также нельзя обойтись, если в кузове автомашины находится партия товара, что также отмечено в пунктах 47 и 50 Устава автотранспорта РСФСР.