Профессия проект-менеджер появилась в военных ведомствах США, когда в середине прошлого столетия создавались инструменты управления проектами. Сейчас эта профессия получила признание и считается очень востребованной.
Успех проекта во многом зависит от профессионализма руководителя, поэтому назначение проект-менеджера должно приниматься ответственно. Если в структуре организации существует должность «менеджер проекта», можно делать вывод о том, что компания серьезно относится к своему развитию.
На проект-менеджера возлагаются обязанности:
- идентификация целей и задач проекта;
- определение требований к конечному продукту;
- исполнение обязательств в утвержденные сроки в рамках бюджета;
- управление проектом с соблюдением корпоративных стандартов и т. д.
При решении разных задач может изменяться состав команды, работающей над проектом, но обязанности проект-менеджеров при этом не меняются.
На предприятиях с действующими корпоративными стандартами системы управления проектами должен содержаться перечень функций менеджера. Если такой стандарт отсутствует, обязанности могут разниться в зависимости от специализации конкретного специалиста.
Основные особенности управления проектом:
У начинающегося проекта всегда должна быть четко обозначенная и однозначно сформулированная цель, чтобы все стороны могли предвидеть результаты проекта еще до его начала.
Проект планируется на ограниченный период и возобновление работ по завершении проекта не предполагается.
Полученный в результате реализации проекта результат должен обладать уникальными свойствами. Возможен вариант, когда проект создается в условиях, отличающихся от обычных в данной компании.
Ресурсы, выделяемые для разработки проекта, четко установлены, их доступность существенно влияет на ход проекта и на его результат.
При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий нельзя считать деятельность проектной.
Должность проект-менеджера становится все популярнее и зачастую любые работы с утвержденным сроком выполнения и конкретной целью считают проектами, а исполнителей называют проект-менеджерами.
Можно встретить менеджеров проектов по анкетированию и менеджеров проектов по подаче объявления. На деле имеет место простое переименование должности для придания значимости определенному участку работ.
Как показывает практика, руководитель без специального обучения и опыта управления проектами нацелен не на конечный результат, а на поддержание работы. Ему необходим опыт администрирования, а не умение управлять командой.
Особенности проект-менеджмента
Во всякой профессии существует набор проблем, изученный специалистами по управлению персоналом. Работу менеджера проекта может охарактеризовать факт, что примерно 80% времени данного специалиста занимают коммуникации:
- общение с участниками команды;
- переписка с контрагентами;
- согласование вопросов с руководителями структурных подразделений;
- отчетность перед вышестоящим начальством;
- участие в собраниях, совещаниях, конференциях;
- телефонные переговоры и многое другое.
Эффективное выполнение этой части работы служит залогом того, что остальные 20% времени будут потрачены с пользой для дела.
Основа успеха проект-менеджера — опыт и знания в сфере руководства персоналом, управления контрактами, поставками, финансами, качеством и т. д.
Без достаточного опыта крайне сложно реализовать крупный проект, но небольшие проекты, не выходящие за пределы отдельной специализации (настройка программного обеспечения, например), можно выполнять, приобретая постепенно опыт в управлении. На первое место при этом выходят профессиональные знания в соответствующей области.