Должностная инструкция проект-менеджера

Профессия проект-менеджер появилась в военных ведомствах США, когда в середине прошлого столетия создавались инструменты управления проектами. Сейчас эта профессия получила признание и считается очень востребованной.

Успех проекта во многом зависит от профессионализма руководителя, поэтому назначение проект-менеджера должно приниматься ответственно. Если в структуре организации существует должность «менеджер проекта», можно делать вывод о том, что компания серьезно относится к своему развитию.

На проект-менеджера возлагаются обязанности:

  • идентификация целей и задач проекта;
  • определение требований к конечному продукту;
  • исполнение обязательств в утвержденные сроки в рамках бюджета;
  • управление проектом с соблюдением корпоративных стандартов и т. д.

При решении разных задач может изменяться состав команды, работающей над проектом, но обязанности проект-менеджеров при этом не меняются.

На предприятиях с действующими корпоративными стандартами системы управления проектами должен содержаться перечень функций менеджера. Если такой стандарт отсутствует, обязанности могут разниться в зависимости от специализации конкретного специалиста.

Основные особенности управления проектом:

У начинающегося проекта всегда должна быть четко обозначенная и однозначно сформулированная цель, чтобы все стороны могли предвидеть результаты проекта еще до его начала.

Проект планируется на ограниченный период и возобновление работ по завершении проекта не предполагается.

Полученный в результате реализации проекта результат должен обладать уникальными свойствами. Возможен вариант, когда проект создается в условиях, отличающихся от обычных в данной компании.

Ресурсы, выделяемые для разработки проекта, четко установлены, их доступность существенно влияет на ход проекта и на его результат.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий нельзя считать деятельность проектной.

Должность проект-менеджера становится все популярнее и зачастую любые работы с утвержденным сроком выполнения и конкретной целью считают проектами, а исполнителей называют проект-менеджерами.

Можно встретить менеджеров проектов по анкетированию и менеджеров проектов по подаче объявления. На деле имеет место простое переименование должности для придания значимости определенному участку работ.

Как показывает практика, руководитель без специального обучения и опыта управления проектами нацелен не на конечный результат, а на поддержание работы. Ему необходим опыт администрирования, а не умение управлять командой.

Особенности проект-менеджмента

Во всякой профессии существует набор проблем, изученный специалистами по управлению персоналом. Работу менеджера проекта может охарактеризовать факт, что примерно 80% времени данного специалиста занимают коммуникации:

  • общение с участниками команды;
  • переписка с контрагентами;
  • согласование вопросов с руководителями структурных подразделений;
  • отчетность перед вышестоящим начальством;
  • участие в собраниях, совещаниях, конференциях;
  • телефонные переговоры и многое другое.

Эффективное выполнение этой части работы служит залогом того, что остальные 20% времени будут потрачены с пользой для дела.

Основа успеха проект-менеджера — опыт и знания в сфере руководства персоналом, управления контрактами, поставками, финансами, качеством и т. д.

Без достаточного опыта крайне сложно реализовать крупный проект, но небольшие проекты, не выходящие за пределы отдельной специализации (настройка программного обеспечения, например), можно выполнять, приобретая постепенно опыт в управлении. На первое место при этом выходят профессиональные знания в соответствующей области.