Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера

Обязанности главных бухгалтеров в России не определены четко. В некоторых компаниях главбух является единственным бухгалтером, обязанным отражать в учете, бухгалтерском и налоговом, фактические финансовые операции. Зачастую эти операции бывают очень однообразными – купля-продажа, например.

Но есть компании, где в подчинении у главного бухгалтера 20 и более подчиненных. В таких организациях главный бухгалтер вопросами учета практически не занимается, решая только вопросы управления бухгалтерией, распределением обязанностей и контролем их исполнения. По сути, такой главный бухгалтер становится топ-менеджером компании. В большинстве компаний главбух одновременно является управленцем и высокопрофессиональным бухгалтером.

Хороший главный бухгалтер обязан досконально знать методологию учета, ориентироваться в трудовом и налоговом законодательстве, владеть специализированными компьютерными программами.

Для отлаженной работы любого предприятия очень важна эффективная организационная структура, четкие схемы бизнес-процессов, жестко структурированный документооборот. Нередко именно по инициативе главного бухгалтера начинаются процессы налаживания упорядоченной деятельности в компании. Заинтересованность главного бухгалтера в бесперебойной работе всего организационного организма очевидна – чем четче работает этот механизм, тем легче бухгалтеру исполнять свои прямые обязанности. 

Во многом эффективность работы бухгалтерии зависит от умения главного бухгалтера управлять бухгалтерами, находящимися в его подчинении. Искусство управления состоит, в первую очередь, из навыков администрирования – способность правильно распределить обязанности, здраво оценивать трудозатраты в каждой области учета, управлять рабочим временем делает руководителя бухгалтерии сверхэффективным.

Когда бухгалтерия расширяется до 5-6 сотрудников, главный бухгалтер должен распределить обязанности с заместителем. В обязанности заместителя главного бухгалтера вменяется бухгалтерский учет и стандартное налогообложение. Главный бухгалтер при этом занимается решением стратегических вопросов и решением нестандартных задач. Главбух должен проверять уже подготовленные документы, а для этого необходимо распределить обязанности и делегировать полномочия соответствующим образом.

Основные обязанности заместителя главного бухгалтера

Прием и контроль правильности оформления документации, подготовка их к дальнейшей обработке. При выявлении ошибок заместитель должен связываться с поставщиками или покупателями и просить об исправлении. Выставление счетов, контроль их оплаты с последующим выставлением счетов-фактур, выписыванием актов выполненных работ и товарных накладных.

Обработка счетов, накладных, счетов-фактур и актов поставщиков. Ежедневный контроль оплаты контрагентами. Своевременная качественная подготовка данных для составления отчетов. Подготовка документации для архивирования.

При недостачах или в случаях незаконного расходования товарно-материальных ценностей или денежных средств заместитель главного бухгалтера участвует в оформлении необходимых документов для передачи материалов в судебные или следственные органы. Замещение одного из отсутствующих бухгалтеров.

Организация бухгалтерского и налогового учета производственного и торгового предприятия. Производить расчеты с поставщиками, выписывать приходные накладные. Формировать налоговый кредит. Учитывать и выписывать доверенности на получение ТМЦ.

Подписывать акты сверки. Работать с торговыми сетями. Формировать и сдавать декларации. Планировать налогообложение (в т.ч. оптимизация). Контролировать кассовые и банковские операции.

Разрабатывать учетную политику предприятия. Проводить инвентаризацию. Автоматизировать складской учет. Проводить учет и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Формировать себестоимость. Анализировать, подготавливать участие в тендерах.

Разрабатывать бизнес-планы. Сотрудничать с налоговыми органами, пенсионным фондом, социальными фондами и т. п. Контролировать работу бухгалтерии.