Должностная инструкция педагога-психолога

Прежде всего, давайте определимся с терминологией. Психиатры – врачи, получившие высшее медицинское образование. Их профессиональная сфера – диагностика и лечение психических расстройств с использованием врачебных методик, в том числе, медикаментозной терапии. Пациенты психиатров – люди с серьезными психическими отклонениями.

Психологи — специалисты с высшим гуманитарным (психологическим) образованием. Психологи – не медики, и поэтому не могут прописывать лекарственные препараты. Работа психолога связана со здоровыми психически людьми, переживающими какие-либо сложные состояния, например, трудности коммуникаций, развод, увольнение, проблемы с принятием решений и т. п.

Психотерапевты – эти специалисты могут быть медиками по образованию или психологами, но методы их работы преимущественно безмедикаментозные. Работают психотерапевты и со здоровыми психически людьми, и с пациентами в пограничных состояниях (неврозы, депрессии и т. д.). Основные инструменты психотерапевта – психотехники.

Психолог призван создавать клиентам условия для самостоятельного решения проблем. Возможно, переформулировка вопроса поможет взглянуть на проблему с другой точки зрения, от чего ситуацию утратит трагизм.

В каком-то смысле психолог прогнозирует поведение человека в определенной ситуации. Профессиональный психолог должен уметь определять особенности темперамента и характера каждого обратившегося к нему человека, анализировать ситуацию и т. д. Цель психолога – найти совместно с клиентом выход из ситуации.

Довольно часто люди ждут от психологов чудес, вроде чтения мыслей или ясновидения. Но специалист должен руководствоваться научными методами, а не сомнительными инструментами парапсихологов. Застарелые проблемы не могут разрешиться молниеносно, поэтому консультации с психологом должны продолжаться до тех пор, пока не будет найден способ улучшения психического состояния человека.

Чем занимается педагог-психолог?

Педагог-психолог – это практик, работающий в учреждениях системы образования.

Психолог этой специализации призван обеспечивать развитие и сохранять психическое, соматическое здоровья своих подопечных и сделать все от него зависящее для формирования их социального благополучия. Педагог-психолог помогает создать гармоничную социальную атмосферу в коллективе и проводит профилактическую работу среди учителей, учащихся и их родителей.

В помощи педагога-психолога особенно нуждаются дети с нарушенным психофизическим развитием, из неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей.

Основные направления деятельности педагога-психолога изложены в «Положении о психологической службе образования»:

  • психодиагностика,
  • психологическая помощь в сложных ситуациях,
  • психологическая реабилитация.
  • консультирование,
  • просвещение.
  • психокоррекция.

Задачи педагога-психолога в значительной степени повторяют список общих психологических услуг. Педагоги-психологи, практикующие в медицине, психолого-педагогических консультациях и т. п. также в своей деятельности придерживаются этих же направлений.

Правовой статус

Педагогами-психологами должны работать только специалисты, имеющие базовое психологическое образование, или лица с высшим образованием, прошедшие соответствующую переподготовку на факультете детской психологии (не меньше 1 200 часов). Все программы переподготовки, повышения квалификации и обучения педагогов-психологов должны быть одобрены специализированным советом при Министерстве образования РФ и утверждены Управлением вузов.

Должность практического психолога есть в каждом учреждении системы образования, а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы.