Должностная инструкция продавца-консультанта

Продавец-консультант отличается от обычного продавца более широким кругом задач. Он должен не просто продавать покупателям требуемый товар, но и консультировать их относительно свойств и качества товара, рекомендовать товар, отвечать на вопросы, помогать выбрать подходящую вещь.

Когда покупатель соглашается оплатить товар, продавец-консультант должен упаковать покупку и оформить гарантийные документы на товар. Такой продавец должен поддерживать общение с покупателем, при этом не забывая о том, что основная задача – продать товар, а не развлечь посетителя магазина.

Должность предполагает, что этот продавец, являясь дельным советчиком, отлично знающим товары, представляет интересы фирмы и заинтересован в продажах. Информация, предназначенная покупателям, должна быть правдивой и исчерпывающей. Покупатель, которого удалось обмануть однажды, больше не придет за покупками в магазин, где ему представили неточную информацию.

Продавец-консультант должен после рассказа о фирме-производителе, указать особенности, акцентируя внимание покупателя на достоинствах и корректно недоговаривая о недостатках. Необходимо заинтересовать покупателя скидками и действующими акциями. Профессиональный продавец-консультант сумеет найти подход к любому посетителю магазина, даже зашедшему случайно. Более того, покупателя можно убедить приобрести сопутствующие товары, которые будут полезны в самом деле. Высший пилотаж продавца-консультанта: довольный покупатель, который станет постоянным, и хорошая прибыль для фирмы.

Раньше людей, распространявших и продававших товары, называли купцами или торговцами, они не просто продавали товары с витрин, а подбирали именно то, что нужно покупателю или объясняли преимущество конкретной вещи. Потом наступила эпоха печально известных магазинных продавщиц, общение с которыми бывало чревато неприятными воспоминаниями.

И только совсем недавно профессия продавца-консультанта стала снова востребованной в нашей стране. Покупатели теперь требуют внимательного отношения к себе и вежливого обслуживания. Торговые сети не могли не учитывать этого фактора, поэтому современные фирмы обучают своих продавцов.

Место работы

Продавцы-консультанты находят работу в:

  • магазинах, продающих косметику, одежду, мебель, бытовую технику и во многих других;
  • компаниях, оказывающих услуги, таких как туристические компании, банки, медицинские центры и т. п.;
  • интернет-магазинах.

Обязанности продавцов-консультантов

В определенной степени обязанности продавца-консультанта зависят от уровня магазина. Обычно эти специалисты:

  • консультируют покупателей;
  • принимают и выкладывают товары;
  • продают товары;
  • ведут отчетность;
  • поддерживают чистоту в магазине.
  • упаковывают товары, выдают покупки;
  • работают на кассе;
  • ведут кассовую отчетность;
  • сдают наличность инкассатору;
  • участвую в инвентаризации.

При приеме на работу к претендентам на место продавца-консультанта предъявляют следующие требования:

  • уровень образования не ниже среднего;
  • желательно опыт работы;
  • владение компьютером;
  • знание специфики товаров.

В некоторых случаях может требоваться:

  • водительские права категории В;
  • российское гражданство;
  • владение английским языком.
  • медицинская книжка или справка;
  • умение работать с кассовым аппаратом;
  • знание компьютерной программы 1С.

Зарплата продавца-консультанта формируется из базового оклада и процентов с продажи. Первая часть может находиться в пределах 10–45 тыс. руб. в месяц. В среднем, зарплата продавца-консультанта составляет 22 тыс. руб.