Договор на оказание рекламных услуг – это соглашение, заключенное между заказчиком и исполнителем о предоставлении услуг за ранее оговоренную плату. Договор этот является одним из подвидов договора возмездного оказания услуг, и заключение его должно производиться в соответствии с положениями ГК РФ.
Предмет договора – реклама объекта, ее производство и распространение. Согласно закону, рекламой является информация, распространяемая любым способом, средствами и в любой форме. Реклама направлена на объект для привлечения к нему внимания потребителей, формирования и поддержания интереса и продвижения товара на рынке. Объектом рекламирования может быть:
- товар;
- его изготовитель или продавец;
- средство индивидуализации товара;
- результат интеллектуальной деятельности;
- мероприятие.
Сторонами по договору являются: рекламодатель, определяющий объект рекламирования и содержание рекламы, и исполнитель. В процессе составления договора стороны оговаривают цену и порядок расчетов, сроки предоставления услуг, обязанности сторон и их ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение условий договора.
Неотъемлемые приложения к договору:
- задание;
- график платежей;
- перечень услуг по договору;
- копии разрешений, лицензий, сертификатов заказчика на объект рекламирования.
Договор должен быть составлен в двух экземплярах и подписан уполномоченными представителями сторон.
Правильное оформление документов при предоставлении рекламных услуг сторонними организациями является основанием для отражения расходов на рекламу в налоговом и бухгалтерском учете. Этими документами могут быть:
1. Договор.
Основной документ, регламентирующий взаимоотношения между рекламодателем и распространителем или изготовителем рекламы. Этот правовой документ определяет права и обязанности сторон и порождает хозяйственные обязательства.
Примерные формы договоров на предоставление рекламных услуг:
- договор на участие в ярмарке;
- договор на изготовление и установку наружной рекламы;
- договор на рекламу продукции;
- договор о предоставлении рекламных услуг;
- договор об участии в коммерческой выставке.
В зависимости от целей и задач конкретной рекламы (вида и формы рекламных услуг) в эти документы могут быть внесены изменения и дополнения, не противоречащие законодательству. Оформлением договоров на рекламу продукции, как правило, занимается изготовитель (распространитель) рекламы с учетом пожеланий заказчика. Нужно отметить, что в состав договорной цены по договору обязательно включается НДС и налог с рекламы.
Если договор заключается на длительный период и не предусматривает согласования договорной цены или согласовывает только общую сумму договора, возможно составление протокола согласования договорной цены. Документ этот может быть составлен в произвольной форме для конкретного объема рекламных работ (услуг), выполняемых в рамках данного договора.
2. Счет (счет-фактура).
Основание для оплаты рекламодателем услуг, оказанных ему изготовителем (распространителем) рекламы. Счет выписывает исполнитель рекламы. Особенностью этого счета является отражение в отдельной строке суммы налога с рекламы.
3. Акт приема-передачи работ (услуг).
Документ, подтверждающий факт выполнения работ (предоставления услуг) рекламного характера. Акт приема-передачи может быть составлен в произвольной форме, но с обязательным указанием реквизитов обеих сторон. В отдельной строке акта обязательно должна быть указана сумма налога с рекламы в составе цены предоставленных работ (услуг) рекламного характера.
4. Накладная (расходная накладная).
Основание для передачи рекламной продукции заказчику, ее списания у изготовителя и оприходования у заказчика. На основании накладной происходит передача рекламных материалов (товаров, продукции, призов, подарков, рекламных услуг), которые принадлежат заказчику, но распространяются исполнителем в соответствии с условиями договора. Передача ТМЦ осуществляется на основании доверенности, выданной заказчиком своему сотруднику, уполномоченному получить ТМЦ.
5. Налоговая накладная.
Этот документ подтверждает сумму налогового кредита по НДС для заказчика и налоговые обязательства по НДС – для изготовителя рекламы.