Договор коммерческой концессии (франчайзинг)

Коммерческая концессия или франчайзинг — отношения между участниками рынка, подразумевающие передачу от одной стороны (франчайзер) другой стороне (франчайзи) при условии денежных отчислений (роялти) прав на определенный бизнес с обязательным использованием традиционной схемы его ведения.

В общих чертах, франчайзинг — аренда товарного знака вместе с которой передаются права и на другие объекты интеллектуальной собственности:

  • патенты на изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • ноу-хау;
  • технологические инструкции;
  • рецепты;
  • бизнес-схемы и т. д.

По сути, договор концессии это лицензионный договор с более подробным указанием способов и условий использования товарного знака и, обязательно, способов и условий использования иных исключительных прав при ведении бизнеса, учитывающих коммерческую практику обладателя товарного знака и его деловую репутацию на рынке.

В российском патентном законодательстве (ГК РФ ч.4) договор коммерческой концессии определен как договор, по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав на:

  • фирменное наименование;
  • коммерческое обозначение правообладателя;
  • охраняемую коммерческую информацию;
  • товарный знак;
  • знак обслуживания и т. д.

Договор коммерческой концессии один из самых сложных договоров в гражданском законодательстве, так как он зачастую охватывает множество форм интеллектуальной собственности со всеми присущими им особенностями.

Договора коммерческой концессии различаются по предполагаемому признаку территории, на которой будет вестись предпринимательская деятельность:

  • без указания территории действия договора — неограниченно территориальный договор;
  • с указанием определенной территории действия — ограниченно территориальный договор.

По времени действия договора — срочный и бессрочный.

По использованию исключительных прав, репутации или коммерческого опыта:

  • минимальный;
  • максимальный;
  • смешанный.

Договор коммерческой концессии заключается в письменной форме, и должен быть зарегистрирован в государственных органах.

Если в договоре коммерческой концессии речь идет об использовании объекта, охраняемого патентным законодательством, договор подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.

Договор коммерческой концессии возмездный и должен сопровождаться оговоренными в соглашении денежными отчислениями.

Обе стороны договора могут быть ограничены:

  • Пользователь обязуется не конкурировать с правообладателем на территории действия договора, используя принадлежащие правообладателю исключительные права.
  • Пользователь отказывается от франчайзинга подобных прав у конкурентов правообладателя.
  • Пользователь согласовывает с правообладателем расположение коммерческих помещений, их оформление и т. п.

Условие коммерческой концессии о праве продавать товары (работы или услуги) определенным категориям покупателей или только покупателям, проживающим на определенной территории, является ничтожным.

Необходимо указать также, что ограничения, установленные в договоре франчайзинга, могут признаваться недействительными по требованию антимонопольного комитета или заинтересованного лица, если они противоречат законодательству.

По условиям договора франчайзинга пользователь вправе заключать договора с третьими лицами — коммерческая субконцессия, т. е. разрешать другим лицам использование всех исключительных прав или их части на условиях субконцессии, предварительно согласовав это с правообладателем.