Коммерческая концессия или франчайзинг - отношения между участниками рынка, подразумевающие передачу от одной стороны (франчайзер) другой стороне (франчайзи) при условии денежных отчислений (роялти) прав на определенный бизнес с обязательным использованием традиционной схемы его ведения.
В общих чертах, франчайзинг - аренда товарного знака вместе с которой передаются права и на другие объекты интеллектуальной собственности:
- патенты на изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- ноу-хау;
- технологические инструкции;
- рецепты;
- бизнес-схемы и т. д.
По сути, договор концессии это лицензионный договор с более подробным указанием способов и условий использования товарного знака и, обязательно, способов и условий использования иных исключительных прав при ведении бизнеса, учитывающих коммерческую практику обладателя товарного знака и его деловую репутацию на рынке.
В российском патентном законодательстве (ГК РФ ч.4) договор коммерческой концессии определен как договор, по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав на:
- фирменное наименование;
- коммерческое обозначение правообладателя;
- охраняемую коммерческую информацию;
- товарный знак;
- знак обслуживания и т. д.
Договор коммерческой концессии один из самых сложных договоров в гражданском законодательстве, так как он зачастую охватывает множество форм интеллектуальной собственности со всеми присущими им особенностями.
Договора коммерческой концессии различаются по предполагаемому признаку территории, на которой будет вестись предпринимательская деятельность:
- без указания территории действия договора - неограниченно территориальный договор;
- с указанием определенной территории действия - ограниченно территориальный договор.
По времени действия договора - срочный и бессрочный.
По использованию исключительных прав, репутации или коммерческого опыта:
- минимальный;
- максимальный;
- смешанный.
Договор коммерческой концессии заключается в письменной форме, и должен быть зарегистрирован в государственных органах.
Если в договоре коммерческой концессии речь идет об использовании объекта, охраняемого патентным законодательством, договор подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.
Договор коммерческой концессии возмездный и должен сопровождаться оговоренными в соглашении денежными отчислениями.
Обе стороны договора могут быть ограничены:
- Пользователь обязуется не конкурировать с правообладателем на территории действия договора, используя принадлежащие правообладателю исключительные права.
- Пользователь отказывается от франчайзинга подобных прав у конкурентов правообладателя.
- Пользователь согласовывает с правообладателем расположение коммерческих помещений, их оформление и т. п.
Условие коммерческой концессии о праве продавать товары (работы или услуги) определенным категориям покупателей или только покупателям, проживающим на определенной территории, является ничтожным.
Необходимо указать также, что ограничения, установленные в договоре франчайзинга, могут признаваться недействительными по требованию антимонопольного комитета или заинтересованного лица, если они противоречат законодательству.
По условиям договора франчайзинга пользователь вправе заключать договора с третьими лицами - коммерческая субконцессия, т. е. разрешать другим лицам использование всех исключительных прав или их части на условиях субконцессии, предварительно согласовав это с правообладателем.