Мы рассмотрим служебные обязанности генерального директора, которого нанимают собственники для управления компанией. Уточним, что статья содержит перечень базовых обязанностей генерального директора.
В различных компаниях этот перечень будет расширен, в зависимости от специализации и особенностей бизнес-процессов. Но в базовом наборе обязанностей генерального директора отражены основные аспекты деятельности компании.
Генеральный директор предприятия при выборе методов руководства должен:
- Руководствоваться целями предприятия и действующим законодательством, а также производственно-хозяйственной и финансово-экономической ситуацией компании.
- Нести полную ответственность за последствия, наступившие от принятых им решений, сохранность имущества и его эффективность использования, а также за рациональное распоряжение ресурсами предприятия и за финансово-хозяйственные результаты деятельности.
- Организовать производственный процесс, эффективное взаимодействие производственных и структурных подразделений.
- Обеспечить эффективное и своевременное выполнение обязательств перед поставщиками, заказчиками и банками, в том числе обязательств перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, и обязательств по договорам.
- С учетом конъюнктуры рынка и ресурсов предприятия организовать производственно-хозяйственную деятельность предприятия, опираясь на обоснованное планирование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
- Направлять ресурсы, имеющиеся на предприятии, на развитие бизнеса и производства, учитывая социальные и бизнес-цели компании, стремясь к увеличению сбыта продукции и росту прибыли.
- Обеспечить надлежащее качество производимой продукции и ее конкурентоспособность, чтобы удовлетворит потребности потребителей и завоевать рынок.
При управлении коллективом генеральный директор должен:
- Обеспечить прием на предприятие квалифицированных кадров и обеспечить рациональное использование и развитие их профессиональных знаний.
- Применять на практике принцип материальной заинтересованности каждого работника в наилучшем исполнении своих служебных обязанностей.
- Обеспечивать своевременную выплату заработной платы.
- Следить за соблюдением трудовой дисциплины.
- Способствовать проявлению инициативности рабочих и служащих коллектива.
- Гарантировать безопасные и комфортные для здоровья условия труда.
- Соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды.
- Правильно сочетать экономические и административные методы руководства, сохранять баланс единоначалия и коллегиальности при обсуждении вопросов управления.
- Делегировать свои полномочия, поручая выполнение отдельных задач своим заместителям, помощникам, руководителям производственных единиц.
- Обязанности генерального директора по обеспечению соблюдения правовых норм и требований законодательства:
- Соблюдать законность при работе предприятия и в его хозяйственно-экономических связях.
- Укреплять договорную и финансовую дисциплину, регулировать социально-трудовые отношения, обеспечивать инвестиционную привлекательность компании.
- Представлять интересы организации в контактах с юридическими и физическими лицами, органами управления и государственной власти.
- Контролировать соблюдение законов Российской Федерации в работе всех служб и подразделений компании.
- Защищать имущественные интересы организации в суде и органах государственной власти.
Обязанности генерального директора в сфере внедрения и использования инноваций:
- Максимально вовлекать сотрудников компании в деятельность, направленную на улучшение производственного процесса на предприятии, генерацию инноваций и рационализаторских предложений.
- Создавать благоприятные условия для внедрения новейших технологий, современных эффективных форм организации труда.
- Применять научно обоснованные нормативы материальных, финансовых и трудовых затрат.
Требования к претенденту на должность генерального директора
Генеральный директор необходим любой компании или предприятию. Это одна из самых перспективных и высокооплачиваемых должностей. Чтобы эффективно исполнять свои обязанности, генеральный директор должен соответствовать следующим требованиям:
- Высшее образование
- Опыт работы на руководящей должности не меньше двух лет
- Опыт работы в отрасли, совпадающей с деятельностью компании
- Знание нормативных актов и законов
- владение английским языком
- Знание ПК
Часто при приеме на работу наниматели выдвигают дополнительные требования, касающиеся профиля работы предприятия.