Должностная инструкция директора по маркетингу

Директор по маркетингу – одна из ведущих должностей во многих современных компаниях. В будущем важность этого должностного лица в процветании большинства фирм будет только увеличиваться.

Директора по маркетингу назначает своим приказом генеральный директор предприятия. Обычно должность директора по маркетингу занимает человек с высшим экономическим образованием, имеющий опыт практической деятельность в маркетинге не меньше трех лет.

После подписания приказа о назначении директор по маркетингу отвечает за:

Разработку маркетинговой политики компании на основании анализа потребительских свойств товаров, составления прогноза потребительского спроса, изучения предложений конкурирующих фирм.

Определение сегмента основных потребителей и выявление новых рынков сбыта. Исследование мнений потребителей о товарах. Внесение предложений, направленных на улучшение качества и конкурентности товара на рынке.

Координацию работ, направленных на анализ и сбор информации и создание банка данных о ёмкости рынка, товарных запасах, спросе и т. п. Организацию процесса устранения недостатков, указанных в рекламациях потребителей.

Планирование работы и отчётность в отделах, занятых маркетингом и сбытом. Подготовку предложений по формированию бренда компании. Разработку рекламной стратегии.

Обязанность директора по маркетингу – знать практически всё о производимом компанией продукте, ориентироваться во всех стадиях производства. Только специалист, обладающий достаточными знаниями, сможет направить работу в перспективное русло.

Директор по маркетингу должен относиться к понятию «прибыль» шире, чем, например, бухгалтер. Бездумное применение показателей по прибыли от продаж, денежному потоку, чистой стоимости, возврату инвестиций, оборачиваемости активов и т. п. может привести к плачевным последствиям. Требуется глубокое понимание взаимодействия всех механизмов товарного рынка, чтобы правильно выстроить маркетинговую политику конкретной компании. 

Личностные качества директора по маркетингу

Справиться с должностью директора по маркетингу в состоянии только человек прагматичный, с рациональным подходом к делу. Естественно, как любому руководителю, ему должны быть присущи ответственность и исполнительность. Специфические требования к лицу, занимающему эту должность – умение выслушивать сотрудников своего подразделения, ведь высказанные ими идеи могут принести компании существенную прибыль.

Обычно начинающие маркетологи поступают на должность помощников или ассистентов бренд-менеджеров, после получают должность младшего бренд-менеджера, следующая ступень — бренд-менеджер определенной торговой марки и товарной группы. Только пройдя все эти этапы, маркетолог может претендовать на должность директора по маркетингу.

Нередко бренд-менеджер, работавший в крупной компании, становится директором по маркетингу в компании поменьше. Работодателей личный опыт претендента на должность интересует обычно гораздо больше, чем полученное им образование.

У человека, в активе которого есть несколько запущенных известных брендов, есть все основания надеяться на получение должности директора. Даже при условии, что компания развивается бурно и успешно, пройти весь путь от ассистента до директора быстрее, чем за 8-9 лет вряд ли возможно. Опыт говорит о том, что практически никогда маркетолог не дорастает до должности директора в пределах одной компании.

Уровень оплаты

Высококлассных отечественных специалистов маркетинга все еще чрезвычайно мало, поэтому компаниям приходится переманивать маркетологов из зарубежных фирм. Такой директор по маркетингу может получать зарплату около $12 000 в месяц. Но эта цифра не может быть ориентиром, так как в небольших начинающих фирмах зарплаты несопоставимо меньше.

Все чаще руководство отечественных компаний приходит к выводу о необходимости должности директора по маркетингу. Это позволяет надеяться, что с каждым годом профессия будет становиться все более востребованной.