Должностная инструкция арт-директора по полиграфии

​​​​Должность арт-директора считается престижной в издательском бизнесе. Хорошие специалисты довольно быстро продвигаются не только в профессиональном смысле, но достигают карьерных высот и даже известности.

Обычно арт-директора издательства (типографии) называют главным художником, и он, в соответствии с названием профессии, руководит и координирует художественное направление, направляет и контролирует разработку дизайнерских проектов. Схематично работу арт-директор можно описать следующим образом:

  • Определение основной концепции и идеи
  • Создание макета или эскиза
  • Передача макета дизайнерам для воплощения идеи

Некоторые полиграфические предприятия перекладывают на плечи арт-директора всю творческую деятельность вместе с обязанностями креативного директора. При таком широком понимании функций арт-директору приходится участвовать в тендерах, встречаться с клиентами и предлагать им идеи, выяснять общие пожелания и получать техзадания. В этом случае приходится выходить за рамки творчества и вникать в бизнес-цели клиентов. Залог успешной работы арт-директора — коммуникативные навыки и талант убеждения.

Личностные качества арт-директора

Арт-директор обязан быть творческой личностью, то есть генерировать нестандартные идеи, обладать развитым воображением и профессиональными навыками. Кроме креативности, потребуются организаторские качества и понимание, что нужно создавать продукт, который пользуется популярностью у потребителей.

Как и все дизайнеры, работающие в полиграфии, директор обязан знать:

  • графический дизайн
  • шрифты, знаки и фирменные стили
  • конструкцию тары и упаковки
  • принципы оформления журналов, буклетов и т. п.
  • основы технологического процесса и мн. др.

Нужно постоянно следить за тенденциями в области рекламы и дизайна, методиками и прочими новинками, касающимися визуальных коммуникаций. Современный арт-директор не может обойтись без представления о специальных компьютерных программах и разработках, помогающих воплощать творческие идеи.

Спрос на арт-директоров

Потребность в этих специалистах постоянно растет. Форма подачи информации в печатных изданиях интересует потребителей не меньше, чем содержание. Поиск новых форм породил повышенную активность на рынке полиграфических услуг. Вместе с проникновением на российский рынок западных сетевых агентств конкуренция в этом сегменте резко возросла.

Рынок становится цивилизованным, проводятся тендеры на получение крупных заказов, приходят новые компании. В условиях, когда выживает сильнейший, спрос на творческих специалистов резко подскочил. Арт-директор определяют стиль работы полиграфического предприятия, а это, в свою очередь, влияет на качество и численность заказчиков.

Перемены в полиграфической сфере сделали профессию популярной. Конкурс при поступлении на факультеты, готовящие художников-полиграфистов, увеличился. Растет зарплата арт-директоров, успешные полиграфические предприятия и издательства предлагают компенсационный пакет около $ 2 000. Готовят специалистов в полиграфических, архитектурных и технологических институтах, в Художественноминституте имени Сурикова, Строгановском и Санкт-Петербургском художественных училищах и других учебных заведениях.

Художники-дизайнеры в полиграфии занимают позиции, не менее значимые, чем механики, технологи и экономисты. Издательский бизнес предъявляет высокие требования к уровню подготовки дизайнеров, поэтому при приеме на работу вопрос об образовании занимает далеко не последнее место.

Профессия арт-директора относительно новая, далеко не во всех компаниях четко расписаны должностные инструкции. В каждом отдельном случае вопрос об обязанностях арт-директора решается в индивидуальном порядке, как и вопрос оплаты труда.