Должностная инструкция главного бухгалтера банка

Каждый банк самостоятельно устанавливает структуру бухгалтерского аппарата, исходя из объемов работы и специфики деятельности. Как правило, бухгалтерское подразделение состоит из отделов, занимающихся учетом операций в национальной и иностранной валюте, ценными бумагами и т. д.

При любой структуре все сотрудники бухгалтерии находятся в прямом подчинении главного бухгалтера. Руководитель банка отвечает за организацию бухучета и соблюдение законодательства. Главный бухгалтер несет ответственность за:

  • формирование учетной политики
  • ведение учета
  • представление отчетности

За разные участки работы отвечают заместители. Например, отдельного внимания требует учет:

  • хозяйственных операций банка
  • операционный
  • валютных операций
  • ценных бумаг
  • доходов, расходов и финансовых результатов
  • составление финансовой и налоговой отчетности

Задача главного бухгалтера заключается в разработке методики учета банковских операций, аналитической работе, контроле, обеспечении обязательств банка. Спектр ответственности главного бухгалтера в банке очень широк. Кроме организации учетно-операционной работы, он должен обеспечить:

  • отражение операций, совершаемых банком
  • оптимальный процесс открытия счетов для клиентов
  • контроль внесения исправлений в лицевые счета
  • контроль начисления процентов
  • контроль использования бланков строгого учета
  • распределение обязанностей между исполнителями
  • представление руководству оперативной информации
  • составление отчетности
  • анализ финансовой деятельности банка

Каждый день главный бухгалтер должен проверять состояние кассовых операций, оприходование средств, сводку оборотов, баланс, правильность оформления и хранения документов.

Материальной ответственности за деньги банка и материальные ценности главный бухгалтер не несет. Однако без его подписи не принимаются к исполнению расчетные документы и финансовые обязательства, и ответственность за эти операции предусмотрена законодательством.

Работу банковской бухгалтерии регламентируют документы Банка России, в частности Положение № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Перед приемом на работу главного бухгалтера и его заместителей кандидатуры должны быть согласованы с Банком России на предмет соответствия квалификационным требованиям, изложенным в Инструкции № 135-И от 02.04.2010 г.