Должностная инструкция экономиста по договорной и претензионной работе в строительстве

Строительство — сфера деятельности, связанная с высокими рисками. Минимизировать их стороны стремятся при подписании договоров подряда, но удается это далеко не всегда.

Распространенные причины претензий

Застройщик и подрядная организация стараются предусмотреть в договоре основные условия строительства и сдачи объекта, но при нарушении обязательств исполнителем заказчик вынужден оформлять претензии. Чаще всего такие обстоятельства связаны с:

  • Нарушением графика строительных работ
  • Некачественными работами
  • Несоблюдением объемов работ, выявленным при контрольных обмерах
  • Нарушением технологии, оговоренной в договоре
  • Арифметическими ошибками в расчетных документах
  • Повреждением или утратой имущества, переданного по договору
  • Отклонениями от показателей, указанных в технической документации

После признания претензии подрядчик обязан возместить убытки и исправить брак. Если это невозможно, должна быть снижена цена на выполненные работы.

Оформление и учет претензий

Строительная организация заинтересована в грамотном и корректном оформлении и бухгалтерском учете претензий. Поскольку в строительстве далеко не всегда возможно выявить брак или нарушение технологии при приемке объекта, претензионная работа приобретает особое значение. Не менее важно своевременно и достоверно отразить претензии в бухгалтерской учете. Чем строже ведется учет и контроль, тем основательнее деловая репутация заказчика и его финансовая устойчивость. Урегулирование экономических споров имеет важнейшее значение для строительной организации.

Регламентация претензий в строительстве

Заказчик может предъявить претензию к исполнителю, если его не устраивает качество работ, были нарушены сроки строительства или допущены иные нарушение договорных условий. В инвестиционно-строительной сфере претензионная работа регламентирована недостаточно. Например, отсутствует документ о порядке работы с претензиями в капитальном строительстве, не учтена специфика отрасли, особенности взаимоотношений с участниками договора. При организации претензионной работы специалисты руководствуются нормами Гражданского кодекса. Для успешного решения вопросов строительная организация должна разработать методику осуществления работы с претензиями.

Цели работы с претензиями в строительстве:

  • Корректное оформление претензий.
  • Устранение причин претензии.
  • Возмещение убытков в рамках договора подряда.

Учет полученных штрафов (неустоек, пеней)

Убытки, которые понесла строительная организация вследствие нарушения договора подряда, возмещенные подрядчиком, должны отражаться как внереализационные расхода в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с положением «Доходы организации» ПБУ 9/99. Суммы штрафов увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации. В договоре подряда должен быть четко указан размер штрафов и условия, при которых они могут быть наложены.

Значение претензионной работы

Исполнение контрагентами договорных обязательств может быть достигнуто во внесудебном порядке. Это направление решения спорных вопросов считается предпочтительным, так как позволяет сэкономить время и средства. Эффективная работа с претензиями существенно повышает эффективность строительной организации. 

В любой организации претензионная работа включает два блока: подготовку претензий и рассмотрение поступивших претензий в отношении собственных обязательств. В работе участвуют все заинтересованные службы: юридическая, бухгалтерская, финансовая, производственная, экономическая и т. д. В крупных организациях в составе этих служб есть должности специалистов по претензионной работе.

Претензионная работа, по сути, часть договорной работы, в которой применяются подобные принципы. Эффективность обеспечивается системностью и слаженностью между подразделениями организации.