В деятельности юридического отдела работа с претензиями — обязательная, самостоятельная и немаловажная часть. В рамках претензионной работы юрист, а если нужно, и экономисты занимаются сбором необходимой информации, составлением и предъявлением претензий или их рассмотрением и написанием ответов по существу.
Работа требует учета претензий, регистрации, хранения и контроля претензионного производства. В обязанности сотрудников юридического отдела входит правовая оценка выдвигаемых или полученных требований в связи с нарушением законных интересов или имущественных прав предприятия. На этой стадии требуется участие в процессе квалифицированного экономиста.
Организация претензионной работы
Приказ о порядке ведения работы с претензиями издает руководитель предприятия. В данном документе учитывается специфика деятельности и структура предприятия. Распределение обязанностей по подготовке претензий и их рассмотрению между службами и отделами происходит с учетом функциональных возможностей и целесообразности в условиях конкретной компании.
Персональную ответственность за претензионную работу несет руководитель, в непосредственном подчинении у которого находится юридическая служба. Это подразделение осуществляет контроль рассмотрения и предъявления претензий другими подразделениями.
Что такое претензия
Претензия — это письменное обращение с требованием восстановить нарушенное право и законные интересы без вмешательства судебных органов. Предприятие получает претензии о несоответствии качества поставляемого товара, его количества, возмещении убытков, уплаты штрафов и задолженностей.
Предъявление претензии в отношениях коммерческих структур является первым действием в процессе выяснения споров между контрагентами. Если сторона отказывается удовлетворять требования или не отвечает на претензию в установленные сроки, подается иск в суд.
Сторона, чьи имущественные интересы нарушены контрагентом, должна подготовить проект претензии с предложением возместить причиненный ущерб (погасить задолженность, уплатить штраф). Сбор информации для составления претензии осуществляет структурное подразделение, которое должно защищать имущественные интересу предприятия. Подать претензию следует как можно раньше, желательно в течение одного рабочего дня с момента выяснения факта нарушения.
Специалист соответствующего подразделения должен составить письменное заключение и передать его в юридическую службу вместе с копиями документов, подтверждающих факт нарушения. Юрист оформляет претензию на основании заключения и представленных документов. В отдельных случаях к составлению привлекаются специалисты других служб.
Претензия вместе с оригиналами или заверенными копиями документов должна быть передана второй стороне в короткий срок. Подписывает все документы руководитель или его заместитель.
Работа с поступившими от контрагентов претензиями начинается с рассмотрения руководителем, далее документ передается в юридическую службу и соответствующее структурное подразделение для проверки обоснованности требований. В процессе должна проводиться сверка расчетов, расследование и прочие действия, обеспечивающие урегулирование вопроса в претензионном порядке.