Проверки финансовой деятельности предприятия проводятся, когда необходимо составить исчерпывающую картину состояния компании. При проверке должны быть досконально проанализированы все направления деятельности, для чего необходимо изучить:
- документы, подтверждающие право собственности на недвижимость или правильность оформления аренды помещений;
- отчеты бухгалтерии;
- материальные активы;
- наличие задолженностей;
- совершенные и текущие финансовые операции с акциями и ценными бумагами и т. д.
Инициировать проверку может инвестор, как заинтересованное лицо, контролирующие органы или собственник.
Задачи проверки
В процессе проверки происходит оценка:
- достоверности информации о хозяйственной деятельности компании;
- соответствия документов компании требованиям закона;
- правдивости и точности информации, содержащейся в инвестиционной документации;
- доходности и конкурентоспособности компании;
- целесообразности избранной компанией стратегии развития;
- рисков, связанных с покупкой компании или ее инвестированием.
При принятии решения об инвестировании компанию потенциальный инвестор должен составить объективную оценку рентабельности предстоящих финансовых вложений.
Порядок осуществления проверки
Для поведения проверки финансово-хозяйственной деятельности заинтересованные лица в подавляющем большинстве случаев обращаются к аудиторским компаниям, так как только сторонняя организация может справедливо оценить состояние дел предприятия.
В рабочую группу для проведения проверки обычно включаются консультант, бухгалтер, аналитик, аудитор и юрист. По результатам сбора и тщательного анализа деятельности компании составляется промежуточный отчет по каждому из направлений деятельности. При желании заказчика данные могут быть сведены в общий отчет.
Как правило, в ходе проверки исследуются следующие вопросы:
- система хозяйственного учета, контроля и анализа на предприятии;
- законность всех финансовых операций;
- выдача и получение денег, подлинность выполненных работ и совершенных сделок;
- сравнение данных бухгалтерского учета с теми сведениями, которые представлены в отчетности и балансе;
- сопоставление информации об операциях и хозяйственных процедурах, связанных с ними;
- сравнение записей о банковских выплатах и счетах с информацией, предоставленной банком.
Довольно часто проблемы в финансовой и хозяйственной деятельности компании обнаруживаются только при проведении проверки. Именно поэтому так важно перед инвестированием в компанию и для объективной оценки ее состояния осуществить комплексное и квалифицированное исследование.
По результатам анализа деятельности компании составляется акт – документ, подтверждающий факт проверки и содержащий выявленные нарушения. В тех случаях, когда никаких нарушений выявить не удалось, также составляют акт.
В этом документе обязательно должны содержаться следующие сведения:
- Наименование компании (полное и сокращенное), а в случае проверки предпринимателя без образования юридического лица – фамилия, имя, отчество.
- ИНН.
- Место, в котором проверка проводилась.
- Данные о проверяющих — фирме или должном лице.
- Период проведения проверки (даты ее начала и завершения).
- Существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным нарушениям.
- Суть нарушения.
- Факты отказа в представлении документов.
- Общий вывод о результатах проверки.
Акт составляют в 2 или 3 экземплярах, в зависимости от числа заинтересованных лиц. Обычно один экземпляр передается заказчику проверки, второй – проверяемой компании, а третий – проверяющим.