Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности

Проверки финансовой деятельности предприятия проводятся, когда необходимо составить исчерпывающую картину состояния компании. При проверке должны быть досконально проанализированы все направления деятельности, для чего необходимо изучить:

  • документы, подтверждающие право собственности на недвижимость или правильность оформления аренды помещений;
  • отчеты бухгалтерии;
  • материальные активы;
  • наличие задолженностей;
  • совершенные и текущие финансовые операции с акциями и ценными бумагами и т. д.

Инициировать проверку может инвестор, как заинтересованное лицо, контролирующие органы или собственник.

Задачи проверки

В процессе проверки происходит оценка:

  • достоверности информации о хозяйственной деятельности компании;
  • соответствия документов компании требованиям закона;
  • правдивости и точности информации, содержащейся в инвестиционной документации;
  • доходности и конкурентоспособности компании;
  • целесообразности избранной компанией стратегии развития;
  • рисков, связанных с покупкой компании или ее инвестированием.

При принятии решения об инвестировании компанию потенциальный инвестор должен составить объективную оценку рентабельности предстоящих финансовых вложений.

Порядок осуществления проверки

Для поведения проверки финансово-хозяйственной деятельности заинтересованные лица в подавляющем большинстве случаев обращаются к аудиторским компаниям, так как только сторонняя организация может справедливо оценить состояние дел предприятия.

В рабочую группу для проведения проверки обычно включаются консультант, бухгалтер, аналитик, аудитор и юрист. По результатам сбора и тщательного анализа деятельности компании составляется промежуточный отчет по каждому из направлений деятельности. При желании заказчика данные могут быть сведены в общий отчет.

Как правило, в ходе проверки исследуются следующие вопросы:

  • система хозяйственного учета, контроля и анализа на предприятии;
  • законность всех финансовых операций;
  • выдача и получение денег, подлинность выполненных работ и совершенных сделок;
  • сравнение данных бухгалтерского учета с теми сведениями, которые представлены в отчетности и балансе;
  • сопоставление информации об операциях и хозяйственных процедурах, связанных с ними;
  • сравнение записей о банковских выплатах и счетах с информацией, предоставленной банком.

Довольно часто проблемы в финансовой и хозяйственной деятельности компании обнаруживаются только при проведении проверки. Именно поэтому так важно перед инвестированием в компанию и для объективной оценки ее состояния осуществить комплексное и квалифицированное исследование.

По результатам анализа деятельности компании составляется акт – документ, подтверждающий факт проверки и содержащий выявленные нарушения. В тех случаях, когда никаких нарушений выявить не удалось, также составляют акт.

В этом документе обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • Наименование компании (полное и сокращенное), а в случае проверки предпринимателя без образования юридического лица – фамилия, имя, отчество.
  • ИНН.
  • Место, в котором проверка проводилась.
  • Данные о проверяющих — фирме или должном лице.
  • Период проведения проверки (даты ее начала и завершения).
  • Существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным нарушениям.
  • Суть нарушения.
  • Факты отказа в представлении документов.
  • Общий вывод о результатах проверки.

Акт составляют в 2 или 3 экземплярах, в зависимости от числа заинтересованных лиц. Обычно один экземпляр передается заказчику проверки, второй – проверяемой компании, а третий – проверяющим.