Транспортный налог

Транспортный налог относится к региональным, т.е. его определяют и вводят субъекты РФ. Платить этот налог должны автовладельцы, чьи транспортные средства зарегистрированы на территории определенного субъекта РФ, средства от сбора поступают в бюджет этого субъекта.

ТН должна платить лица, на которых транспорт зарегистрирован. Организации рассчитывают сумму ТН и размер аванса самостоятельно. О сумме ТН каждый владелец может узнать в налоговой инспекции по месту жительства, куда соответствующие сведения поступают из органов, регистрирующих ТС.

Сумма налога

Сумму ТС за каждое транспортное средство определяют, умножив налоговую базу на ставку налога, если не предусматривается другой способ определения. Налог от организации: разница между начисленным налогом и авансовым платежом. Авансовый платеж равен 1/4 произведения налоговой базы на ставку налога.

На какой транспорт начисляется ТС

Налогообложению подлежат автомобили, автобусы, мотоциклы, мотороллеры и др. самоходные машины на пневмо- и гусеничном ходу. Кроме того, самолеты, вертолеты, яхты, теплоходы, парусные суда, катера, моторные лодки, снегоходы, мотосани, гидроциклы, буксируемые суда и пр. водный и воздушные средства транспорта.

Не облагаются налогом весельные лодки, авто для инвалидов, промысловые суда, суда водные и воздушные для перевозок согласно основной деятельности, комбайны самоходные и тракторы, специализированные автомобили, самолеты и вертолеты санитарной службы, транспорт органов исполнительной власти.

Каким будет транспортный налог в 2015 году?

Замминистра финансов РФ Сергей Шаталов предупредил, что в наступившем году, вероятно, изменится тарифная ставка и принципы расчета транспортного налога. Предполагается, что при расчетах теперь будут исходить не из лошадиных сил, а из объема двигателя, также учтут возраст автомобиля и его экологический класс. Эти изменения станут болезненными для автовладельцев, чьи средства передвижения «немолоды» и работают на больших атмосферных двигателях.

Всерьез говорят о замене ТН экологическим налогом, который применяется в Евросоюзе. Там старые машины обходятся владельцам намного дороже новых, что должно стимулировать обновление автопарка.

Не так давно Минфин инициировал сокращение использования транспортных средств с устаревшими экологическими стандартами. Правда, речь тогда шла только о транспорте, перевозящем опасные грузы, пассажирском автотранспорте и автобусах. Чиновники объясняли, что первейшей задачей таких нововведений являются соображения безопасности.

Министерство энергетики вышло с ответным предложением о нулевой ставке для автомашин, работающих на газе. Счастливчики, обладающие электромобилями, транспортный налог платить также не будут.

Отмену ТН в его действующей форме поддержал В. Путин. Но против перемен выступили руководители регионов, что и понятно, ведь средства от налога пополняют муниципальные бюджеты. В Москве ТН увеличен еще в 2013 году, и теперь жителям столицы приходится платить по 12 руб. за каждую лошадиную силу, если их число меньше 100. Повысились ставки налога и для автовладельцев с более мощными машинами, а вот автомобили до 70 л.с. не облагаются.

Уже определены спецставки «для богатых». К автомобилям, которые стоят 3-10 млн. руб., теперь будет применен коэффициент 1,1-3 (повышающий). К новым расчетам мы перейдем в 2015 г., но квитанции получим только в следующем, 2016 г., налог нужно оплатить до 1 октября. Сумму задолженности по этому налогу, как и по любому другому, можно узнать на портале ФНС. Введя в соответствующее окошко свой индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), вы увидите, насколько добросовестно вы исполнили свои налоговые обязательства перед государством.

Льготы по транспортному налогу

Установлен ряд льгот по ТН. Чтобы получить эти льготы, следует обратиться в налоговые органы по месту жительства с документами, подтверждающими право на льготное налогообложение. Пенсионеры, например, должны оплачивать всего 70% от суммы налога.

В Москве к льготным категориям отнесены:

  • герои СССР и РФ;
  • ветераны и инвалиды Великой отечественной войны;
  • инвалиды I и II гр. и родители детей-инвалидов;
  • владельцы автомобилей мощностью меньше 70 л.с.;
  • пассажироперевозчики, кроме такси.

В Санкт-Петербурге:

  • герои СССР, РФ и Социалистического Труда;
  • ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны военных действий;
  • инвалиды I и II гр. и родители детей-инвалидов;
  • пострадавшие и ликвидаторы чернобыльской катастрофы;
  • владельцы маломощных машин (до 80 л.с.) и автомобилей, выпущенных до 1990 г.

Возможные изменения 2016 года

В последнее время обсуждается отмена в 2016 году транспортного налога и введение повышенного акциза на топливо. В министерстве транспорта справедливо посчитали, что налог должны платить те, кто пользуется автомобилем, а не те, у кого машина почти все время «отдыхает». Бензиновый акциз будет направлен в дорожные фонды всех уровней. Эти фонды пополняются из топливных сборов с 2012 г., и средства предназначены для ремонта и строительства автодорог.

К концу 2015 г. планируется ввести плату за передвижение фур по трассам федерального значения. Рассматривается оплата с автомобилей с нагрузкой на ось свыше 3,5 т. Сейчас действует цифра 12 т и стоимость километра – 3,75 руб. Кроме этого нововведения, Минтранс собирается пересмотреть условия страхования ответственности перевозчиков. Очевидно, будут повышены тарифы для маршруток, которые стали основными нарушителями правил дорожного движения.