Какие документы нужны для продажи квартиры

Продажа недвижимости – дело непростое и хлопотное. Сложности в данном случае скрываются не только в поиске покупателей, но и в сборе документов. Список справок, разрешений и других бумаг, необходимых при продаже квартиры, обширный, поэтому приступать к сбору пакета документов рекомендуем заранее.

При продаже квартиры за наличные нужно подготовить:

  1. Паспорта всех собственников квартиры.
  2. Свидетельство о госрегистрации права собственности. Дубликат утраченного свидетельства можно заказать в Регистрационной палате.
  3. Подтверждение прав на квартиру: договор купли–продажи, дарения, свидетельство о приватизации или вступлении в наследство, решение суда. Договор приватизации, если он утерян, можно восстановить в БТИ.
  4. Договор купли-продажи. Этот документ желательно составлять с юристом – так будут учтены все нюансы и условия договора. Процедура подписания договора происходит исключительно в Регистрационной палате и в присутствии регистратора.
  5. Выписка из домовой книги содержит информацию о составе семьи и лицах, зарегистрированных на жилплощади.
  6. Разрешение органов опеки и попечительства требуется, если владельцем доли в квартире или всей квартиры является ребенок. Чтобы получить разрешение, родители должны явиться с ребенком, достигшим 14-летнего возраста, в органы опеки и предъявить выписку из домовой книги, свидетельство о праве собственности, техпаспорт квартиры, свои паспорта и паспорт ребенка. Если ребенку еще нет 14 лет, его присутствие в органах опеки не обязательно. Мать и отец ребенка, не лишенные родительских прав, должны вместе придти с заявлением, даже если они состоят в разводе.

Родители и ребенок старше 14 лет пишут в органах опеки заявление о продаже недвижимости и покупке новой. В течение двух недель (14 дней) заявление проверяется и рассматривается на предмет соблюдения прав ребенка, и только после этого может быть выдано разрешение на продажу-покупку недвижимости, указанной в заявлении.

Нотариально заверенное согласие супруга

Если во время продажи квартиры, которая приобреталась совместно, супруги разведены, требуется согласие супруга, заверенное нотариусом. Согласие получать не нужно при наличии брачного договора или в том случае, когда квартира была получена в дар или перешла по наследству. Если супруг умер, предъявляют свидетельство о смерти.

Дополнительно

Дополнительно продавец должен предъявить покупателю следующий пакет документов на квартиру:

1. Кадастровый паспорт

Этот документ выдают в Кадастровой палате или МФЦ (Многофункциональном центре). На изготовление уходит около пяти рабочих дней, размер государственной пошлины – 220 рублей.

2. Технический паспорт

Непосредственно при продаже технический паспорт не нужен, но владельцы квартиры должны получить его на руки. Взять документ можно в БТИ – оформление за 15 дней обойдется в 900 руб., срочная подготовка за 7-10 дней – 1 300 рублей.

3. Выписка из ЕГРП

В этой справке содержатся данные о правообладателе и о том, не является ли данная квартира предметом судебного разбирательства. Выписку нужно взять в Регистрационной палате или МФЦ.

4. Справка о состоянии лицевого счета

Справку выдают в бухгалтерии паспортного стола. Проследите, чтобы подпись была скреплена печатью.

5. Справка об отсутствии задолженности

Информация о состоянии оплаты за свет, газ, воду, телефон, домофон, интернет. Этими данными располагают управляющие компании. Если новые хозяева квартиры не планируют переоформлять на себя домашний телефон, интернет или кабельное телевидение, вам придется расторгнуть соответствующие договора.

6. Справки из психоневрологического и наркологического диспансера

Покупатель вправе запросить эти справки, если у него возникнут сомнения в психическом здоровье продавца. Если покупатель настаивает на таких свидетельствах, их придется получать на платной основе.

7. Копия финансово-лицевого счета

Требуется при безналичном расчете за квартиру.

8. Справка из налоговой инспекции

Покупатель может запросить такую справку, если квартира получена в дар или перешла по наследству – важно знать, что продавцом уплачен положенный налог.

Продажа квартиры по ипотеке

Пакет документов аналогичен тому, который требуется при расчете наличными деньгами. Продавец подает в банк покупателя документы для одобрения ипотечного кредита. Кроме этого, необходимо провести оценку рыночной стоимости продаваемого жилья. Процедура оценки платная, но происходит она за счет покупателя, поскольку справка о цене нужна банку-кредитору. Продавец квартиры должен пригласить оценщиков и через неделю получить отчет с подробной информацией о жилье и описанием ситуации на рынке недвижимости.