Все сделки с недвижимостью всегда происходят с соблюдением процедуры передачи имущества от одного лица к другому. Процесс передачи должен сопровождаться не только подписанием договора, но и составлением неотъемлемой части этого договора – акта приема-передачи имущества. Сторонами имущественных отношений становятся собственник помещения (жилого или коммерческого) и арендатор или продавец недвижимости и покупатель.
Правила составления акта приема-передачи недвижимости
С момента подписания договора у обеих сторон возникают материальные обязанности и права. Юридическое значение акта приема-передачи состоит в подтверждении того, что все материальные условия сделки выполнены. Другими словами, после подписания акта права пользования недвижимостью переходят к принимающей стороне.
Акт приема-передачи недвижимость должен быть составлен с учетом обязательных реквизитов:
- Заглавие – «Акт приема-передачи недвижимого имущества.
- Дата и место составления документа (обычно, населенный пункт, в котором расположена недвижимость).
- Содержание акта.
Необходимо подробно описать передаваемую недвижимость и указать все ее значимые характеристики. В тексте следует указать, что стороны совершили передачу объекта от одной стороны другой в соответствии с договором. Также нужно отметить, соответствуют ли характеристики имущества заявленным данным.
В акте приема-передачи недвижимого имущества обязательно должна содержаться следующая информация:
- реквизиты сторон сделки;
- фактический адрес недвижимости;
- основные характеристики (площадь, состояние инженерных коммуникаций, охранных систем, противопожарного оборудования и т. д.).
В основной части акта содержатся ФИО обеих сторон и их паспортные данные. Если прием-передача недвижимости происходит между юридическими лицами или между организацией и физическим лицом, вместо паспортных данных указывают наименование организации.
В акте приёма-передачи недвижимого имущества должно быть подтверждение факта полной передачи объекта и отсутствия материальных претензий.
Согласно действующим Положениям, акты приема-передачи недвижимости с участием юрлиц составляются по форме ОС-1а.
- Завершающая часть
Личные подписи лиц, присутствовавших при приемке-передаче. Кроме подписей, приводятся полные данные обеих сторон, указанные в основной части акта. Количество экземпляров акта соответствует количеству экземпляров договора.
Акт приема-передачи коммерческого помещения
При сделках с нежилыми помещениями обычно заключают договора аренды. По условиям такого договора собственник обязан передать имущество арендатору во временное пользование. При подписании акта приема-передачи недвижимого имущества подтверждается факт передачи помещения под ответственность арендатора. Отсутствие этого документа делает договор аренды недействительным, и, как следствие, арендатор не может быть привлечен к ответственности за неоплату или порчу имущества.
В акте должно содержаться описание значимых характеристик недвижимости:
- фактический адрес;
- кадастровый номер;
- площадь;
- наличие коммуникаций и их состояние.
В акте обязательно нужно отразить все недостатки помещений. Это будет доказательством того, что недвижимость была передана не в идеальном состоянии. Если по окончании аренды обнаружатся новые недостатки, арендатор будет обязан возместить убыток. Условия возмещения убытков должны быть учтены в договоре аренды.
Формы акта приема-передачи недвижимости в аренду не существует, поэтому при составлении в документе можно предусмотреть пункты, важные для конкретной сделки.
Акт приема-передачи может быть дополнен следующими документами:
- выписка из кадастрового паспорта;
- план помещения;
- список переданного имущества.
Акт приема-передачи жилой недвижимости
Как правило, договора о найме жилого помещения заключаются физическими лицами. Договор заключается преимущественно в свободной форме без акта приема-передачи. Если одна из сторон настаивает на подписании акта, в нем следует отразить следующую информацию:
- опись имущества;
- показания счетчиков;
- факт передачи ключей.
При сделках купли-продажи акт передачи недвижимости составляют обязательно, так как с помощью этого документа могут быть регулироваться возможные споры между сторонами.
При купле-продаже квартиры в акте приема-передачи целесообразно отразить такую информацию:
- дата и место составления акта;
- реквизиты договора;
- сведения о продавце и покупателе;
- фактический адрес недвижимости, этажность здания, площадь квартиры, число комнат);
- состояние квартиры (ремонт и коммуникации) и конструктивных элементов;
- обнаруженные дефекты и недостатки;
- реквизиты сторон сделки, подписи и печать (если продавец или покупатель – юридическое лицо).
После подписания акта ключи от квартиры передаются новому владельцу.