Акт приема-передачи недвижимого имущества

Все сделки с недвижимостью всегда происходят с соблюдением процедуры передачи имущества от одного лица к другому. Процесс передачи должен сопровождаться не только подписанием договора, но и составлением неотъемлемой части этого договора – акта приема-передачи имущества. Сторонами имущественных отношений становятся собственник помещения (жилого или коммерческого) и арендатор или продавец недвижимости и покупатель.

Правила составления акта приема-передачи недвижимости

С момента подписания договора у обеих сторон возникают материальные обязанности и права. Юридическое значение акта приема-передачи состоит в подтверждении того, что все материальные условия сделки выполнены. Другими словами, после подписания акта права пользования недвижимостью переходят к принимающей стороне.

Акт приема-передачи недвижимость должен быть составлен с учетом обязательных реквизитов:

  • Заглавие – «Акт приема-передачи недвижимого имущества.
  • Дата и место составления документа (обычно, населенный пункт, в котором расположена недвижимость).
  • Содержание акта.

Необходимо подробно описать передаваемую недвижимость и указать все ее значимые характеристики. В тексте следует указать, что стороны совершили передачу объекта от одной стороны другой в соответствии с договором. Также нужно отметить, соответствуют ли характеристики имущества заявленным данным.

В акте приема-передачи недвижимого имущества обязательно должна содержаться следующая информация:

  • реквизиты сторон сделки;
  • фактический адрес недвижимости;
  • основные характеристики (площадь, состояние инженерных коммуникаций, охранных систем, противопожарного оборудования и т. д.).

В основной части акта содержатся ФИО обеих сторон и их паспортные данные. Если прием-передача недвижимости происходит между юридическими лицами или между организацией и физическим лицом, вместо паспортных данных указывают наименование организации.

В акте приёма-передачи недвижимого имущества должно быть подтверждение факта полной передачи объекта и отсутствия материальных претензий.

Согласно действующим Положениям, акты приема-передачи недвижимости с участием юрлиц составляются по форме ОС-1а.

  • Завершающая часть

Личные подписи лиц, присутствовавших при приемке-передаче. Кроме подписей, приводятся полные данные обеих сторон, указанные в основной части акта. Количество экземпляров акта соответствует количеству экземпляров договора.

Акт приема-передачи коммерческого помещения

При сделках с нежилыми помещениями обычно заключают договора аренды. По условиям такого договора собственник обязан передать имущество арендатору во временное пользование. При подписании акта приема-передачи недвижимого имущества подтверждается факт передачи помещения под ответственность арендатора. Отсутствие этого документа делает договор аренды недействительным, и, как следствие, арендатор не может быть привлечен к ответственности за неоплату или порчу имущества.

В акте должно содержаться описание значимых характеристик недвижимости:

  • фактический адрес;
  • кадастровый номер;
  • площадь;
  • наличие коммуникаций и их состояние.

В акте обязательно нужно отразить все недостатки помещений. Это будет доказательством того, что недвижимость была передана не в идеальном состоянии. Если по окончании аренды обнаружатся новые недостатки, арендатор будет обязан возместить убыток. Условия возмещения убытков должны быть учтены в договоре аренды.

Формы акта приема-передачи недвижимости в аренду не существует, поэтому при составлении в документе можно предусмотреть пункты, важные для конкретной сделки.

Акт приема-передачи может быть дополнен следующими документами:

  • выписка из кадастрового паспорта;
  • план помещения;
  • список переданного имущества.

Акт приема-передачи жилой недвижимости

Как правило, договора о найме жилого помещения заключаются физическими лицами. Договор заключается преимущественно в свободной форме без акта приема-передачи. Если одна из сторон настаивает на подписании акта, в нем следует отразить следующую информацию:

  • опись имущества;
  • показания счетчиков;
  • факт передачи ключей.

При сделках купли-продажи акт передачи недвижимости составляют обязательно, так как с помощью этого документа могут быть регулироваться возможные споры между сторонами.

При купле-продаже квартиры в акте приема-передачи целесообразно отразить такую информацию:

  • дата и место составления акта;
  • реквизиты договора;
  • сведения о продавце и покупателе;
  • фактический адрес недвижимости, этажность здания, площадь квартиры, число комнат);
  • состояние квартиры (ремонт и коммуникации) и конструктивных элементов;
  • обнаруженные дефекты и недостатки;
  • реквизиты сторон сделки, подписи и печать (если продавец или покупатель – юридическое лицо).

После подписания акта ключи от квартиры передаются новому владельцу.