Электронная подпись позволяет подтвердить истинность информации в электронном документе. Принадлежность ключа проверки электронной подписи подтверждает сертификат, выданный одним из удостоверяющих центров или их представителями.
У каждого владельца сертификата есть закрытый и открытый ключ ЭП. С помощью закрытого ключа владелец ставит электронную подпись под документом, этот ключ следует хранить в тайне. Открытый ключ связан с закрытым, и нужен для проверки подлинности подписи.
Электронные подписи бывают простыми, усиленными квалифицированными и усиленными неквалифицированными.
- Простая подтверждает, что ее сформировало конкретное лицо.
- Усиленную неквалифицированная ‑ результат криптографического преобразования информации. По этой подписи можно определить лицо, подписавшее документ, а также понять, изменялся ли он после подписания.
- Усиленная квалифицированная ‑ аналогична неквалифицированной, но при ее создании используется защита, сертифицированная ФСБ. Сертификаты такой ЭП выдают аккредитованные удостоверяющие центры.
Федеральным законом документы с простой или усиленной неквалифицированной электронной подписью равнозначны документам на бумажных носителях, заверенным собственноручно. Усиленная квалифицированная подпись ‑ аналог подписи и печати на бумажном документе.
Как получить электронную подпись
Заявитель, желающий получить электронную подпись, может действовать самостоятельно или через доверенное лицо. Прежде всего, необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр с заявлением, подписанным лично заявителем. Представитель удостоверяющего центра или сам владелец создают ключ электронной подписи, действующий до 15 месяцев. Сертификат ключа действителен от 5 до 30 лет.
Документы для получения электронной подписи
Для получения квалифицированной электронной подписи в удостоверяющий центр следует представить:
Для физического лица:
- Паспорт гражданина РФ, или другое удостоверение личности (оригинал и копия)
- Копия страхового свидетельства (СНИЛС)
- Заявление на изготовление сертификата
- Согласие на обработку персональных данных
- Заявление о присоединении к Регламенту УЦ (2 экз.)
- Свидетельство ИНН
Для компаний и индивидуальных предпринимателей:
- Паспорт гражданина РФ или другое удостоверение личности (оригинал и копия)
- Страховое свидетельстве пенсионного страхования (СНИЛС) (копия)
- Заявление на изготовление сертификата
- Согласие на обработку персональных данных
- Заявление о присоединении к Регламенту (2 экз.)
- Доверенность пользователя удостоверяющего центра на действия в рамках регламента
- Доверенность на получение электронной подписи
- Доверенность на документы и ТМЦ
- Оригинал или заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, полученную не позднее, чем за 6 месяцев до представления
- Заверенные копии свидетельств ИНН и ОГРН
Получение электронной подписи по доверенности
Если нет возможности лично заниматься получением ЭП, можно поручить представительство интересов доверенному лицу. В этом случае физические лица действуют по нотариальной доверенности, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законом предусмотрена рукописная доверенность с печатью организации.
Нотариальная доверенность
Документ будет оформлен на нотариальном бланке. Для получения доверенности следует:
- Вместе с нотариусом определить полномочия поверенного и срок действия доверенности.
- Представить документы, удостоверяющие личность, данные о доверенном лице и другие необходимые бумаги по запросу нотариуса.
- Оплатить пошлину.
- Подписать доверенность и забрать ее у нотариуса. При получении доверенности присутствие доверенного лица не обязательно, доверитель должен расписаться в доверенности, иначе она не будет выдана.
Рукописная доверенность
Имеют юридическую силу без нотариального удостоверения. В тексте должна содержаться следующая информация:
- Реквизиты организации (ИНН, ОГРН, адрес и т. д.)
- Данные о доверителе (ФИО, паспортные данные, должность)
- Данные о доверенном лице (ФИО, его паспортные данные)
- Срок действия доверенности
- Образцы подписей доверителя и доверенного лица
Кроме доверенности, поверенному для получения электронной помощи потребуются:
- Заверенная копия паспорта доверителя
- Номер СНИЛС доверителя
- Оригинал паспорта доверенного лица
Доверенность наделяет поверенного правом подписать договор с удостоверяющим центром и сертификат, и получить носитель с ключом подписи.