Акт приемки в эксплуатацию

Акт приемки основных средств в эксплуатацию — важнейший документ, подтверждающий факт ввода оборудования, здания или другого ОС после приобретения, сооружения или реконструкции. В процессе, предшествующем составлению акта, участвуют многие службы. Подписывая акт приемки в эксплуатацию, стороны удостоверяют, что основное средство готово к использованию и соответствует требованиям.

Обязательной формы акта ввода в эксплуатацию нет, но для простоты учета целесообразно применять ранее утвержденные Госкомстатом РФ унифицированные бланки:

  • № ОС-1. Акт приема-передачи объекта ОС
  • № ОС-1а. Акт приема-передачи зданий (сооружений)
  • № ОС-1б. Акт приема-передачи группы объектов

Оформление акта приемки в эксплуатацию

Подписанию акта предшествует подготовительная работа, включающая следующие этапы:

  1. Получение уведомления от подрядчика с актом выполненных работ и технической документацией на ОС.
  2. Проверка готовности и пригодности объекта к эксплуатации. Для проведения проверки создается рабочая комиссия из представителей сторон. Если объект не готов к эксплуатации, об этом указывают в заключении.
  3. Составление и подача заявления о разрешении ввода в эксплуатацию. Если речь идет о здании, заявление подают в архитектурный отдел.
  4. Составление акта приемочной комиссией по результатам комплексного обследования ОС.
  5. Издание приказа о вводе объекта в эксплуатацию.

Поскольку нет строгих требований к форме бланка акта, стороны вправе предусмотреть внесение любых необходимых сведений. При приемке в эксплуатацию оборудования обязательно должно быть указано:

  • Наименование оборудования, его марка и год выпуска.
  • Дата и место проведения проверки.
  • Условия проведения проверки.

При составлении акта проверяют исправность оборудования, условия его размещения и соответствие нормам безопасности и прочим нормативам. О неисправностях или несоответствиях необходимо указать в тексте акта. Обнаруженные дефекты устраняет собственник оборудования, если другое не предусмотрено условиями договора. После ремонта оборудование проходит повторную проверку, по итогам которой составляется новый акт.

Когда нужно составлять акт ввода оборудования в эксплуатацию

Действующее законодательство не обязывает к составлению такого акта, но субъекты хозяйственной деятельности в подавляющем большинстве случаев оформляют документ во избежание возможных проблем с дефектным оборудованием. В составлении акта приемки заинтересованы обе стороны, для которых этот документ становится дополнительной гарантией.Акт ввода в эксплуатацию также необходим, когда оборудование возвращается после ремонта.

В отдельных случаях акт составляют при заключении договора. В этом случае акт приемки становится неотъемлемой частью договора и его должны подписать все стороны или их уполномоченные представители. Когда приемку осуществляет специально созданная комиссия, акт подписывают все ее члены. Если у одного или нескольких членов комиссии есть особое мнение о приемке, это следует отметить в документе.