Автобиография – описание жизни, составленное самим человеком. Составлять этот документ приходится при поступлении на новое место работы, в учебное заведение и т. д. В большинстве случаев кадровые службы не изучают пристально автобиографии новых сотрудников, воспринимая их как необходимую формальность. Совсем другое отношение к этому документу в ФСБ, где к подбору сотрудников относятся крайне ответственно.
Автобиография в ФСБ составляется без типового шаблона, но в ней должны быть обязательно приведены следующие сведения:
- наименование документа;
- фамилия, имя, отчество;
- дата и место рождения;
- данные о полученном образовании, с перечислением полных наименований учебных заведений, периодов обучения, приобретенной специальности;
- информация о предыдущих местах работы с указанием занимаемых должностей;
- военная служба;
- семейное положение;
- данные о ближайших родственниках (фамилия, имя, отчество, возраст, место работы или учебы, место жительства);
- перечисление заграничных поездок, с указанием места, времени и цели;
- информация о том, привлекались ли ближайшие родственники к уголовной ответственности (за что и когда);
- дата составления автобиографии, подпись.
При написании автобиографии будут нужны документы:
- трудовая книжка;
- документы об образовании;
- свидетельства о браке, рождении детей и др.
Инструкция по написанию расширенной биографии
Следует учитывать, что автобиография – это не анкета, но и не сборник мемуаров. Придерживайтесь золотой середины между излишней лаконичностью и жизнеописанием интересного человека. Автобиография отличается от анкет и резюме свободной формой написания, но все-таки пространные рассуждения и нелицеприятные высказывания о бывшем руководстве будут неуместными. По стилю составления кадровики судят об особенностях личности автора.
Начните с составления плана автобиографии, которая должна содержать информацию обо всех значимых событиях вашей жизни в хронологическом порядке. Дополнительно расскажите о своих особых навыках, уникальных способностях, ценном общественном опыте. Напишите сначала черновик, не спеша обдумайте каждый из пунктов, вспомните важные детали. Укажите, кем работали ваши родители. Если вы в браке и у вас есть дети, впишите фамилию, имя, отчество жены или мужа, дату заключения брака, возраст и имена детей.
Описывая свое образование, расскажите о каждом его этапе: школе, вузе. Перечислите моменты, свидетельствующие о вашей теоретической подготовке в определенной сфере знаний:
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т. д.;
- награды, полученные в школе и вузе: медали, дипломы, грамоты, похвальные листы и т. д.
Далее опишите свой опыт работы, перечислив полные наименования предприятий и организаций, где вы трудились. Указывайте точные даты приема и увольнения, занимаемые должности. Останавливайтесь на описании профессиональных успехов, характеризующих вас как специалиста в своей сфере.
О причинах увольнения можно написать коротко: «по сокращению штата», «в связи с переходом на другую работу». Если причиной увольнения стал конфликт с руководством, не пытайтесь скрыть это обстоятельство. Включите автобиографию сведения о курсах повышения квалификации, переподготовку, тренинги и семинары. В разделе о дополнительных сведениях упомяните о своих положительных чертах характера, участии в политической и общественной жизни, хобби и т. д.
Перечитайте внимательно черновик, исправьте ошибки, и перепишите на компьютере или разборчиво от руки. Внизу укажите свои контактные данные: номер телефона, адрес электронной почты, место жительства. Распишитесь.