10 правил презентации проекта, которые повысят шансы получить инвестиции

10 правил презентации проекта, которые повысят шансы получить инвестиции

Часто замечательная идея – еще не все, что нужно для старта серьезного бизнеса. Мир трещит от «лишних» денег, так нужных вам для начала бизнеса, и дело за «малым» – убедить их хозяев, что ваша идея, желания и способности позволят им заработать вместе с вами.

Что нужно для того, чтобы получить стартовый капитал? Конечно, убедительно рассказать инвесторам о своих планах и путях их реализации. Другими словами, презентовать свой бизнес-проект. Как это сделать, чтобы иметь хорошие шансы получить деньги Успешная презентация строится по определенным принципам. Из приведенных ниже правил не нужно выделять особые, все они одинаково важны.

1. 5 слайдов и не более

Все просто и очевидно: если на встречу отведено не более получаса, то первая треть из них уйдет на знакомство, умные вопросы и ответы на них для создания благоприятного впечатление и т. п. Последние 10 минут после презентации придется потратить на вопросы, касающиеся бизнес-проекта.

Таким образом, собственно на презентацию у вас останется тоже примерно 10 минут. Если на комментарии по каждому слайду уйдет примерно полминуты, и столько же придется уделить ответам на вопросы о нем, то на 5 слайдов у вас останется всего 10 минут. Чтобы определить, сколько времени вы потратите на каждый слайд, повторите несколько раз вслух вашу презентацию. Чтобы избежать недопонимая, можно создать отдельный «разъясняющий» слайд, который лучше разместить в середине презентации.

Все программы, кроме той, которая используется для презентации, закройте. Создайте на своем компьютере отдельный аккаунт специально для презентаций.

2. Не нужно читать текст со слайдов

В эпоху всеобщей грамотности люди читают гораздо быстрее, чем вы проговариваете все, что написано на слайде. Если вы решили пойти легким путем, просто повторяя все, что ваша аудитория может увидеть на слайде, очень скоро вас перестанут слушать. Взгляните на слайд, чтобы понять, о чем нужно рассказать, и сопроводите показ своим комментарием. Позаботьтесь, чтобы ваше пояснение было интересным и информативным. Чтобы научиться презентовать слайды увлекательно, нужно серьезная тренировка, но это посильная задача.

3. Как вы выглядите со стороны

Запишите на видеокамеру свое выступление во время репетиции презентации. Просмотрите запись и отметьте моменты, требующие совершенствования. Можно с уверенностью сказать, что при первом же просмотре вы испытаете некоторую неловкость. Возможно, вам покажется, что все плохо. Это, вероятнее всего, преувеличение, хотя 5-6 моментов, требующих корректировки, вы наверняка сможете исправить.

Привлеките партнера, который мог бы исполнить роль инвестора во время репетиции. Вы прекрасно знаете, какие именно вопросы для вас сложнее остальных. Поработайте именно с ними. Такие «прогоны» очень полезны. К тому же вы сможете неплохо повеселиться, наблюдая за поведением своего партнера, пытающегося отвечать на каверзные вопросы.

4. Научитесь распределять время

Лучше всего воспользоваться секундомером. Так вы узнаете точно, сколько у вас времени для каждого слайда. Ситуация, когда вы вдруг понимаете, что осталась всего минута для комментариев по 5 слайдам, очень неприятна. Избежать таких неловкостей можно, только научившись правильно планировать время презентации.

5. Сумейте донести свои мысли

Расскажите по телефону теще (тестю) о презентации. Если вам удастся объяснить им, о чем идет речь, значит можно не сомневаться, что вас поймут и инвесторы. В противном случае вы не готовы к разговору. Вернитесь к видеозаписи и проанализируйте еще раз свое выступление. Ищите ошибки, пока не подберете слова, которые заставят вашу тещу задуматься о приобретении акций.

6. Нужно отвечать на ВСЕ вопросы

У вас должны быть ответы на вопросы, касающиеся:

  • особенностей аудитории.
  • маркетингового плана.
  • времени вашего выхода на рынок.
  • необходимой суммы денег.
  • процентов, на которые вы рассчитываете.

Отвечайте решительно и уверенно. Не пытайтесь юлить, обманывать и дипломатично уходить от ответа. Эти уловки не сработают. Во время репетиции представьте себе, что вам задают самые сложные вопросы, а не те, на которые вы готовы ответить.

7. Не пытайтесь блефовать, обманывать и умничать

Вы, конечно, можете сказать, что сейчас не нуждаетесь в деньгах, но напрашивается вопрос, зачем вы здесь. Не утверждайте самонадеянно, что ваш выход станет IPO выходом, что вас собирается купить Google, что вы абсолютно уверены в успехе и что вам не страшны конкуренты. У слушателей сложится впечатление, что вы лжете или не владеете всей информацией о положении на рынке, или, что еще хуже, отчаянно блефуете. Не заявляйте, что не собираетесь заниматься делом лично.

От антрепренера зависит больше, чем от самой идеи, времени и денег. Если вы лично не хотите заниматься своим делом, то и другие не захотят. Не говорите инвесторам, что нужно принимать решение немедленно, так как к вам выстроилась очередь желающих. Особенно если это не соответствует действительности.

8. Не пренебрегайте мелочами

Иногда антрепренеры полагают, что слишком хороши, чтобы стараться понравиться. «Принимайте меня таким, как есть!» – лозунг, допустимый в личном общении, но неприемлемый, если вы собираетесь на встречу с инвестором. Это звучит архаично, но окружающие по-прежнему встречают нас по одежке.

Если вы явитесь на встречу с опозданием, будете небрежно одеты, а вдобавок начнете источать неприятные запахи, то неизбежно произведете неблагоприятное впечатление. Учтите, что сейчас вы – лицо вашей компании. По вашему поведению и внешнему виду инвестор судит о том, как вы будете общаться с партнерами, сотрудниками и клиентами. Если вы позволяете себе проявлять неуважение к инвестору, значит, будете относиться не лучше и к остальным.

Советуем приосаниться, вытащить руки из карманов, побриться и помыться хорошенько. И улыбайтесь! Не пренебрегайте элементарными правилами вежливости: открывайте двери перед инвестором, угостите его чаем или кофе, говорите «спасибо» и «пожалуйста», не перебивайте собеседника. Забудьте о ненормативной лексике, не мычите и не экайте. Во время репетиций обращайте внимание на подобные «милые особенности» своего поведения, и откажитесь от них. Ваша задача – произвести благоприятное впечатление на человека, который собирается вложить в вас деньги.

Если вы допустите оплошности при первой же встрече, у инвестора сложится мнение о вас, как о неорганизованной и трудно предсказуемой личности, которой не стоит доверять. Воспользуйтесь шансом изменить свою жизнь к лучшему. Лучше прибудьте на встречу на 2 часа раньше, прихватив с собой запасной галстук и несколько копий презентации на DVD, CD, флэшке и бумаге.

9. Будьте серьезны

Сейчас не время балагурить – вы решаете серьезные вопросы. Если инвестор пошутит, посмейтесь вежливо, но не вздумайте потешаться над собственной компанией. Почему инвесторы должны всерьез относиться к тому, что и у вас вызывает смех?

10. Не пускайтесь в споры

Не нужно спорить с инвесторами. Даже если у вас возникли возражения, не употребляйте форму предложения, которое начинается с: «Да, но…». Сформулируйте лучше следующим образом: «Я не уверен, что дело обстоит именно так. Это важный момент, возможно, мы обсудим его после презентации. Я думаю, мы придем к общему решению». Если же вам обязательно нужно ответить сразу, скажите: «Хороший вопрос! Я постараюсь объяснить, почему в данном случае дело обстоит иначе…».

Советы сверх плана: Предусмотрите все!

Ознакомьтесь с помещением, где состоится презентация. Постарайтесь побыть в конференц-зале некоторое время, чтобы привыкнуть к нему. Перед встречей посетите уборную. Найдите место для парковки и убедитесь, что в баке достаточно бензина. Соберите информацию о каждом потенциальном инвесторе. Все может пригодиться: есть ли у них семьи и дети, любят ли они футбол, как они выглядят, связан ли интерес к вашему бизнесу с другими вложениями.

Узнайте об инвестиционной компании как можно больше. Если узнаете о предыдущей успешной сделке, не забудьте поздравить инвесторов. Вымойте руки, почистите зубы и воспользуйтесь дезодорантом. Не забудьте взять с собой деньги на всякий случай. Что произойдет, если вы откажетесь следовать нашим советам? Скорее всего, ничего страшного не случится. Если ваша идея великолепна, а вы знаете, как обаять и увлечь потенциальных инвесторов, можете не обращать внимания на чужие подсказки.

Если тот, с кем вы планируете встречу, небрит, немыт и опоздал на час, вы прекрасно сойдетесь! Не нервничайте – даже в случае неудачи вы обогатитесь опытом и ничего не потеряете. Удачной вам презентации!