Акт передачи дел главного бухгалтера

Процедура приема и передачи дел главного бухгалтера нормативными документами не регулируется, поэтому рекомендуем использовать пошаговую инструкцию, учитывающую большинство факторов. Вы можете воспользоваться приемлемыми для вас рекомендациями.

Инструкция по передачи дел

1. Приказ

Каждая компания может самостоятельно устанавливать правила приема-передачи дел, закрепив порядок приказом, в котором следует указать:

  • причину передачи дел;
  • сроки проведения;
  • ответственное за передачу лицо;
  • лицо, принимающее дела;
  • членов комиссии;
  • дату завершения учетных процессов.

2. Завершение учетного процесса 

Главный бухгалтер, сдающий дела, должен сформировать все первичные документы, сделать соответствующие бухгалтерские записи, подготовить отчетность, рассчитать страховые взносы, статотчетность и т. д.

3. Инвентаризация

Инвентаризация денежных средств проводится, независимо от того, был ли заключен договор о материальной ответственности. Результаты инвентаризации оформляют описями в трех экземплярах и прикрепляют к акту приема-передачи дел.

4. Проверка

Для объективной оценки состояния дел целесообразно провести аудиторскую проверку. Если это невозможно, вновь назначенный главный бухгалтер своими силами должен проверить учет и отчетность, особенно внимательно – за текущий год.

5. Акт приемки-передачи

Акт приема-передачи нужно составить для разграничения ответственности передающего и принимающего лица. Дополнительно данный документ помогает получить представление о том, в каком состоянии находятся:

  • основные финансовые показатели компании;
  • первичная документация.

В акте должны быть отражены следующие вопросы:

  • Характеристика работы бухгалтерии и состояние бухгалтерского учета.
  • Учет денежных средств.
  • Учет расчетных операций.
  • Учет основных средств и нематериальных активов.
  • Материальный учет.
  • Расчеты с работниками.
  • Отчетность.
  • Организация хранения документов.
  • Опись первичных документов.
  • Остатки по счетам.
  • Недостающие документы с объяснительными записками предыдущего главного бухгалтера.
  • Замечания к акту.
  • Передача фирменной печати, штампов, ключей от сейфа, ключей от «Клиент-Банка», сертификатов оператора связи.
  • Подписи сдающего и принимающего главных бухгалтеров и членов комиссии.
  • Дата приемки-передачи дел.
  • Документ, на основании которого переданы дела (приказ).

В больших компаниях в бухгалтерии работает, кроме главного бухгалтера, целый штат сотрудников. В акт приема-передачи включаются только документы, которые непосредственного контролировал главный бухгалтер.

После прихода на должность нового работника может возникнуть вопрос о части его ответственности. Новый главный бухгалтер не может быть привлечен к ответственности за неподобающее ведение бухучета или неуплату налогов предшественником.

Если увольняющимся главным бухгалтером был причинен материальный ущерб компании, он должен возместить его полностью. Но в случае если главбух не подписывал договор о полной материальной ответственности, возмещение возможно только в размере его средней заработной платы.

Вступление в должность

Вполне возможна ситуация, когда главному бухгалтеру не от кого принимать дела, так как бывший сотрудник уже уволен. Нужно учитывать, что без подписания акта приемки-передачи невозможно будет доказать отсутствие части документов. Можно посоветовать принимать дела только после проведения аудита, чтобы избежать возможных неприятностей. 

Если смена главного бухгалтера планируется при еще работающем предшественнике, желательно принять нового главбуха на должность заместителя. Так можно без спешки передать дела, и только после этого издавать приказы об увольнении-назначении.

Смена главного бухгалтера нередко происходит по причинам, которые могут стать для нового работника неприятным сюрпризом. Именно по этой причине не стоит относиться к процессу приема-передачи дел как к простой формальности.