Экономический и политический кризис на Украине

Экономический и политический кризис на Украине: причины и прогнозы

Россия пристально наблюдает за событиями на Украине. В этом нет ничего удивительного: крупное государство после распада СССР, славянский народ с общими историческими и культурными традициями, взаимодополняющая друг друга экономика и т. д.

Многие россияне вообще не хотят воспринимать Украину отдельным государством. Свидетельство тому слова президента В. Путина о том, что Украины, как государства, никогда не существовало, а украинцы и русские – «один народ». Тем не менее, сегодня де-юре и де-факто Украина – самостоятельное государство, в мире это признано, и с этим следует считаться.

В конце 2013 года в Украине разразился кризис, который по накалу и последствиям превзошел все социально-политические катаклизмы, бывшие в Украине ранее. Начавшись по сугубо политической причине, он достиг таких масштабов, которые не могли не отразиться на экономике страны и ее внешнеполитических отношениях.

В настоящее время развитие этого кризиса носит уже глобальный характер: в него втянуты многие страны ЕС и мира. Ситуация вокруг Украины продолжает накаляться и может перерасти в масштабный военный конфликт с непредсказуемыми последствиями.

Кто является Участником этого конфликта и в чем его причины? Поговорим обо всем по порядку.

Украинский политический кризис 2013-2014 года

На Вильнюсском саммите стран ЕС Украина намеревалась подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Перед подписанием украинское руководство заявило о намерении взять «тайм-аут» на некоторое время, мотивируя это собственной неготовностью, и Соглашение не было подписано. Решение правительства вызвало возмущение в Киеве и регионах, в основном, у молодежи, которая связывает свое будущее с ЕС.

30 ноября 2013 года в Киеве на площади Независимости (Майдане) милицией был жестоко разогнан палаточный городок студентов: многие тогда были избиты и госпитализированы. На следующий день на улицы вышел весь Киев.

Протест приобрел постоянный характер. Требования митингующих становились все более радикальными по мере игнорирования их властью.

16 января 2014 года Верховная Рада под давлением провластного большинства приняла ряд законов репрессивного характера, которые предусматривали жесткие действия в отношении выступающих против власти. С этого момента конфликт перешел в острую фазу с прямым противостоянием сторон.

19 января отряды, созданные митингующими самообороны, начали захватывать административных здания в Киеве. В областях также были подобные попытки, но успеха они достигли только на Западной Украине, а в центральной части, на юге и востоке страны были подавлены спецподразделениями МВД. Создание параллельных органов власти и формирование альтернативных силовых структур грозило потерей управления и хаосом в стране.

Правительство и президент пошли на частичные выполнения условий протестантов: был отменен ряд законов от 16 января, объявлена амнистия участвующим в беспорядках, а 28 января ушел в отставку премьер Н. Азаров. В Киеве были освобождены несколько захваченных зданий, разблокированы улицы, но при этом Майдан объявил о начале «мирного наступления» на парламент.

С 8 февраля противостояние обострилось с новой силой. Президент Янукович пытался успокоить ситуацию, но столкновения в Киеве закончились массовой гибелью десятков людей, после чего стало ясно, что мирного разрешения конфликта не будет.

22 февраля после бегства В. Януковича из Киева обязанности президента были временно возложены на Председателя ВР А. Турчинова, и была назначена дата выборов президента Украины 25 мая 2014 года. 24 февраля В. Янукович и несколько высших должностных лиц, бежавших с ним, были объявлены в розыск, а новую власть официально признали Евросоюз и США. Премьер-министром стал Арсений Яценюк, который возглавил временное правительство.

28 февраля на пресс-конференции в Ростове В. Янукович объявил себя действующим президентом и попросил руководство России вмешаться в ситуацию с целью восстановления законности.

Новое правительство Украины объявило курс на евроинтеграцию. Однако поддержкой новая власть пользовалась не во всех регионах Украины. На русскоязычном юго-востоке ширились протесты против нелигитимной власти, все чаще раздавались призывы отделения с целью присоединения к России или, как минимум, самостоятельности регионов. Аналогичные события, но в более спокойной форме происходили и в Крыму.

Здесь мирным путем была сменена исполнительная власть, которая не признала новую власть в Киеве и обратилась за содействием к Российской Федерации. Была провозглашена независимость Крыма, затем в марте 2014 года был проведен референдум, по результатам которого Крым вошел в состав Российской Федерации.

Попытка крымского сценария на востоке Украины не удалась, поскольку киевские власти жестко ответили на попытки захвата власти. Было объявлено о проведении антитеррористической операции, и открытое военное противостояние в Луганской и Донецкой областях продолжается по настоящее время.

Мир признал незаконной аннексию Крыма и попытки силового отделения восточных областей. На многих российских и украинских чиновников, банки и компании были наложены экономические санкции, подрывающие экономику России (см. «Список санкции США и ЕС в отношении России»). Серьезно усложнил положение сбитый в июне над Донецком малазийский Боинг 777, в котором погибло 298 человек. Официальное расследование еще ведется, но большинство стран склоняется к тому, что виновны в этом пророссийские вооруженные формирования Донецкой народной республики (ДНР).

Кризис в экономике Украины 2013-2014 года

Политический кризис, произошедший на Украине в 2013-2014 году, не мог не отразиться на экономике государства. Украина впервые потеряла целые отрасли промышленности, АР Крым, часть востока и получила затяжной военный конфликт на востоке, который фактически отрезал промышленный Донбасс от экономики Украины.

Первый квартал 2014 года показал резкое снижение уровня производства, которое в некоторых отраслях экономики продолжается уже второй год. Результатом явилось снижение уровня жизни населения, сокращение рабочих мест, рост безработицы и угроза государственного дефолта.

ВВП во втором квартале в сравнении с 2013 годом упал на 4,7%, а по прогнозам к концу года падение составит 10%.

Другие показатели также не внушают оптимизм. Падение реальной заработной платы за этот же период составило 13% и снижение это продолжается. Кроме снижения заработных плат, во многих секторах экономики происходят задержки с ее выплатой, неуклонно растет количество безработных и работников с ограниченной занятостью. Программа кредитования Украины МВФ предполагает поэтапный рост цены на газ для промышленных и частных потребителей. Суммарный рост стоимости газа на 140% до 2017 года сделает оплату коммунальных услуг для подавляющего числа украинцев невозможной. Ожидаемый кризис неплатежей может ударить по предприятиям топливно-энергетического комплекса и ЖКХ.

Лихорадит и банковскую систему. Золотовалютные резервы Украины тают на глазах, снижается объем банковских депозитов. Граждане не верят в устойчивость банков и снимают сбережения. Появились проблемы с возвратом депозитов.

Серьезной является проблема возврата кредитов. В условиях неработающей экономики заемщики не могу заработать деньги, чтобы рассчитаться по долгам с банками.

Курс доллара в 2014 году просто ввел граждан в состояние шока, рванув с 8 до 15 гривен за один доллар (см. «Курс доллара к гривне»). Курс ничего не значит, поскольку долларов в свободной продаже нет. На рынках появились полукриминальные частные «менялы», предлагающие валюту по завышенной цене.

Украина фактически перестала зарабатывать и перебивается внешними займами. Валютными кредитами правительство рассчитывается за энергоносители, а для удовлетворения бюджетников и социальной сферы включен печатный станок. На одного украинца сегодня приходится 1 436 долларов внешнего долга, а на каждого работающего 3 432 доллара.

Продолжение углубление кризиса в экономике очевидно. Страна фактически живет на военном положении и вынуждена значительные средства отвлекать на войну. Донбасс прекратил отгружать уголь энергетическим предприятиям Украины. Месяц назад первая партия угля поступила из ЮАР, а в настоящее время ведутся переговоры о поставках угля из России.

Огромных средств потребует восстановление разрушенной войной инфраструктуры Донбасса. Украинское правительство недавно заявило о нежелании нести расходы на социальные выплаты находящимся на территории конфликта гражданам. Не собирается Украина также восстанавливать разрушенные войной предприятия, жилье, социальные объекты.

Перспективы разрешения украинского кризиса

Не секрет, что Украина стала линией раздела интересов западного мира во главе с США и Россией. Пророссийское население Украины, жившее во времена СССР — в эпоху «братской семьи народов», постепенно сменяется молодежью, родившейся уже в независимой Украине. Рост патриотических настроений в Украине, усилившийся в последние годы, пока не в состоянии окончательно определить вектор развития Украины. В восточных и южных регионах сильны российские настроения, поэтому единственный путь к решению проблемы – поиск компромиссов и готовность к уступкам.

Как вариант государственного устройства Украины может быть федерализация, на которой настаивает Россия. Киев категорически не воспринимает такую идею, видя в ней угрозу развала государства. Таким образом, внутри Украины кризис на нынешнем этапе разрешить невозможно.

Современный мир глобален – ни одна страна не в состоянии полноценно существовать изолированно в условиях международного разделения труда, без свободного движения капиталов, технологий и рабочей силы. Санкции, принятые в отношении России, имеют цель заставить российское руководство с уважением относиться к выбору народа Украины и его праву на самоопределение. С другой стороны, интересы России в Украине также невозможно не учитывать. Поэтому единственный способ разрешения проблемы – урегулирование ее всеми заинтересованными сторонами политическим и дипломатическим путем. Насколько реально выйти из сегодняшнего тупика, покажут ближайшие год-два.

Положение осложняется срочной необходимостью проведения структурных реформ экономики Украины. Страна подошла к такой черте, когда откладывать реформы уже невозможно. С другой стороны, реформировать страну в условиях войны тоже нельзя: инвесторы не пойдут на нестабильный рынок без гарантий безопасности, да и много средств отнимают военные действия.

Российская экономика также страдает от санкций, и через год-два при сохраняющемся положении там также возможен серьезный кризис и угроза дефолта.

Страны ЕС теряют от санкций российской экономике: только в одной Германии порядка 400 тысяч человек трудятся на предприятиях, выпускающих продукцию по российско-немецким контрактам. Многие из них после санкций лишились работы. Россия продолжает оставаться главным поставщиком энергоносителей в ЕС.

Все это свидетельствует об одном: стороны конфликта просто обречены договариваться. Современная цивилизации не знает других способов решения таких проблем.