Банковские хитрости, или Как нам навязывают дополнительные услуги

Банковские хитрости, или Как нам навязывают дополнительные услуги

Сейчас сплошь и рядом можно наткнуться на рекламные объявления банков, в которых предлагается воспользоваться кредитом на небольшие, потребительские нужды.

Довольно часто кредит можно оформить, «не отходя от кассы», прямо в торговом зале. Ну чем не удобство? Красота, все для клиента! Любой каприз – естественно, за ваши кровные. И вот, наш потребитель, облюбовав вожделенную покупку, и поверхностно ознакомившись с содержимым рекламного буклетика, начинает прикидывать в уме – стоит, или нет?

Хотя, подсознательно решение уже принято – все любят получать желаемое здесь, а заплатить ведь можно потом, это дело будущего… Итак, реклама обещает всего-то 1% комиссии в месяц – сущий пустяк. Наш среднестатистический гражданин, путем несложных арифметических действий в уме, приходит к выводу – берем!

Тем более, что, учитывая темпы инфляции, переплачивать придется всего ничего. «А с моей-то зарплатой это вполне реально» – примерно таков ход его мыслей. И, в предвкушении скорой покупки, гражданин направляется прямиком в банк. А банк – заведение старое, опытное, и солидное. Среднестатистическому гражданину здесь всегда рады. Это когда-то, на заре своей деятельности, ростовщики были неприглядными, и повсеместно презираемыми личностями.

Теперь ростовщики выглядят солидно, и к клиентам у них отношение исключительно вежливое и обходительное. Конечно, если последний еще и горит желанием воспользоваться их услугами. Само собой, плата за услуги не должна быть слишком большой, ведь тогда клиент не придет, и банк не заработает ничего. А тут еще и государство со своей ставкой рефинансирования. А заработать нужно. С этой целью банкирами придумано великое множество разнообразнейших уловок, методов, и инструментов.

Кредит внешне выглядит, как конфетка – все учтено, расписано, и для клиента необременительно. Внешне. А вот о подводных камнях, которые позволяют банку дополнительно заработать за счет клиента, при этом не нарушая законодательства, последний узнает слишком поздно. В последнее время государство предпринимает попытки пресечения банковских «выкрутасов», но банкиры – народ хитрый и опытный.

В «языке» банкиров есть интересное понятие – «навес». Именно о нем и пойдет речь в данной статье. Понятие «навес» в данном контексте не имеет ничего общего с дверьми, а означает дополнительные платежи, которые устанавливаются клиенту, кроме оговоренной процентной ставки.

Суммы навесов могут быть разные. Иногда они весьма скромны, и ими даже можно пренебречь. Но, в ряде случаев, замаскированная «мзда» из клиентского кошелька может быть весьма и весьма ощутимой. Какие же «сюрпризы» могут поджидать клиента? Их масса. Например, плата за рассмотрение заявки на кредит. Некоторые российские банки устанавливают ее в пределах тридцати американских долларов – уже интересно, не правда ли?

Если сумма кредита приличная, подобные взимания, как правило, невелики. Но если деньги нужны на приобретение недорогой вещи – телевизора, пылесоса, стиральной машины, которая стоит, скажем, долларов триста? В данном случае рассмотрение вашей заявки «оценят» процентов так в шесть от общей суммы кредита. Неплохая «нагрузка», согласитесь?

Отработанная система поручительства – еще один источник дополнительного дохода банков. Для заключения кредитного договора чаще всего требуется два поручителя. При этом с каждым нужно заключить отдельный договор. Крупные банки готовы помочь в этом случае – всего-то за несколько дополнительных сотен рублей. Это ведь мелочь – каких-то 11 баксов.

Но эти одиннадцать баксов придется заплатить каждый раз, если договор будет меняться или дополняться. (Читайте так же предыдущий материал «Решили стать поручителем? Ознакомьтесь с нашими советами»). Очередной «фокус» – перевод кредита в наличные деньги. Российские банки «просят» за эту услугу до трех процентов от обналичиваемой суммы. Еще они могут «попросить» заплатить – совсем немного, за прием наличности при погашении кредита, перечисление средств, разнообразные справки, и.т.д., и.т.п.

Путем несложного арифметического сложения, можно придти к выводу, что в реале процентная ставка ощутимо превышает ту, что указана в рекламном буклете. Но все дело в том, что просуммировать-то несложно, а вот добыть информацию о слагаемых – куда как труднее. Ведь в договоре часто не указывается сумма выплат. Там написано просто – согласно установленным банком тарифам.

Конечно, банки и не думают делать из тарифов секрета. Но вот разобраться в них простому смертному довольно трудно. А помощи от банка не ждите. Даже текст стандартного кредитного договора банковские работники разглашают с большой неохотой. «Рифы» показываются постепенно, один за другим, чтобы не спугнуть клиента неприглядной реальной картиной, скрывающейся за красивыми глянцевыми «рекламками».