История возникновения и развития франчайзинга

История возникновения и развития франчайзинга

История развития франчайзинга пестрит удачами и провалами. Само по себе это инновационное изобретение бизнеса способно оказать существенное положительное влияние на развитие экономики различных стран.

Однако, у всего есть свои плюсы и минусы. Франчайзинг является особым способом взаимоотношений различных компаний между собой. Говоря проще, если у одной компании есть уже готовый товар, который пользуется повышенным спросом, а вариантов реализации не много. В таком случае головная компания может спокойно продать право продажи данного товара или услуги.

Головная компания является франчайзером, а фирма, приобретающая право на реализацию – франчайзи. Предмет продажи называется – франшиза. Подобная форма бизнеса обеспечивает выгоду для обеих сторон. С одной стороны известная компания находит новые рынки сбыта, а с другой молодая компания продвигается на рынке и нарабатывает имя.

Со стороны франчайзера узакониваются условиями договора обязанности по передаче фрашнизы, а также обучению персонала соответствующим формам реализации продукта. Франчайзи со своей стороны обязуется выполнять все условия договора. Согласно последним, он обязан не изменять продукт, не вносить какие-либо поправки в реализуемое и всегда поддерживать качество на должном уровне.

В интересах франчайзера, чтобы франчайзи выполнял все что требуется. Для этого франчайзер осуществляет контроль качества и надлежащее исполнение всех инструкций. Когда подобный тандем успешно работает, выгода очевидна. С точки зрения истории, элементы франчайзинга можно увидеть еще с девятнадцатого века. Изобрели этот способ отношений американцы.

Первым до подобного додумался Зингер. В производстве швейных машинок не хватало технологических возможностей для обслуживания готовой продукции. Пришлось пойти новым путем. Зингер стал продавать франшизу, благодаря которой существенно возрос рынок сбыта швейных машинок и получилась достаточно выгодная система, которая прочно заняла свои позиции в мире бизнеса.

Позднее, уже в 1898 году, автомобильная компания «Дженерал Моторс», взяла на вооружение эту систему. Причем не просто взяла, а можно сказать, заново открыла. Согласно данному пути, реализация продукции компании происходила следующим образом. Дилеры брали на себя обязанности по реализации автомобилей только данной компании. При этом частично они вкладывались в общее дело. Это была в некотором смысле залоговая гарантия, что все дело будет осуществляться на должном уровне. Имя головной компании за счет этого не пострадало, а только укрепило свои позиции на автомобильном рынке.

После этого развитие франчайзинга пошло семимильными шагами и следующими, кто взял его на вооружение, были мудрые головы из компании «Кока-кола», а также «Пепси». По их системе только сам сироп делался в одном месте. В дальнейшем, он поступал на заводы франчайзи, где приобретал форму конечного продукта при розливе, а дальше занимал законное место на торговых полках магазинов и доходил до конечного потребителя. Франчайзи в этом случае были владельцами заводов, а не редко и самих точек сбыта.

В начале двадцатого века, франчайзинг претерпел некоторые изменения по своей форме. Теперь они были следующими. Существует некоторый производитель-оптовик, который создает некий продукт. После этого уже франчайзи закупают его и на розничной основе сбывают. Подобная форма бизнеса имеется и в наши дни и активно эксплуатируется многими фирмами и индивидуальными предпринимателями. В дальнейшем были созданы Бакалейный Альянс, в 1926-ом году, в Чикаго, а также европейская сеть бакалейщиков в 1932-ом году. Это обеспечило надлежащую форму дальнейшей реализации франчайзинга.

Он развился, приобрел различные формы и распространился практически по всему миры. Пятидесятые годы двадцатого века появилась новая разновидность этого вида деятельности. Можно назвать его бизнес-франчайзинг. Идея состояла в том, что при передаче фирменного знака, франчайзи получает и все необходимые технологии, которые позволяют самим производить необходимых продукт. Это позволило дать сильный толчок в развитии экономической ситуации на мировой арене.

Пионерами в этой области были Макдональдс и и некоторые другие известные сейчас компании. Именно благодаря тому, что клонирование фирм, производящих один товар, распространилось по всему миру, мы сейчас имеем возможность пользоваться товарами, которые производятся в нашей стране по лицензии от ведущих мировых брэндов.

При этом, важно понимать, что мы не ущемляемся в правах и получаем именно тот продукт, что и граждане других государств. Об этом заботится сам франчайзер, поскольку от этого зависит имидж головной компании, а имя в современном мире бизнеса, многое дает и от него зависят очень важные экономические подвижки в дальнейшем развитии компании. Какой бы крупной ни была компания, имя дорогого стоит и о нем очень заботятся.

На российском рынке франчайзинговая система получила развитие в начале девяностых годов двадцатого века. Именно благодаря этому, у нас есть все то западное, что имеется на текущий момент и это прекрасно! Франчайзинговая система взаимоотношений на экономическом уровне определяет акселерацию всего бизнеса. Старые компании получают возможность развития бизнеса на территории других стран и государств, а новые фирмы прекрасно развиваются за счет продукта, который отлично показал себя на рынке.

Подобный вид отношений в экономическом плане является выигрышным для обеих сторон и на него активно идут. Не смотря на то, что существуют определенные риски с обеих сторон, а также различные государственные и прочие варианты торможения данного процесса, франчайзинг активно завоевывает лидирующие позиции на рынке.

Разработать собственный продукт сложно. Воспользоваться проверенным – просто и легко, что дает гарантию качества и должный уровень роста компании.