Как не нарваться на подделку при покупке франшизы

Как не нарваться на подделку при покупке франшизы

В России франчайзинг развивается большими темпами. Количество предлагаемых франшиз очень велико. Но, несмотря на это, выбор для покупателя весьма затруднен из-за наличия на рынке так называемых «дутых» франшиз, то есть таких, ценность которых для будущих франчайзи в смысле перспектив развития бизнеса очень сомнительна.

Законодательство Российской Федерации, касающееся этой сферы, проработано недостаточно, в нем отсутствует само понятие «франчайзинг», которое пока заменяет весьма расплывчатый термин «коммерческая концессия». Не регламентированы механизмы создания франшиз. Все это провоцирует рост махинаций в данной области. На сегодняшний день «дутой» является каждая пятая франшиза на отечественном рынке. Нарвавшись на такую «подделку», покупатель рискует своим бизнесом.

В этой связи стоит вспомнить ситуацию в США в 1970-х годах: дело дошло до массовых протестов предпринимателей против продаж жульнических франшиз, а слово «франчайзинг» перешло в разряд ругательных. Ситуация нормализовалась лишь после принятия соответствующих законов. «Дутые» франшизы могут появляться в силу разных причин. К примеру, бывают так называемые «псевдофраншизы», которые продают фирмы, желающие нажиться на известности других брендов.

При этом такая фирма создает собственную марку, которая во многом, вплоть до мелких деталей и упаковки товара, копирует известную торговую марку. Эксперты часто приводят в качестве иллюстрации к такой ситуации историю марки ZaraZara, являющуюся клоном известного бренда Zara. Копия превзошла оригинал по количеству открытых торговых точек. Еще один пример – салон «Евросвязь», весьма напоминающий названием уже известный салон мобильной связи «Евросеть» и т. д.

При этом обладатель такой марки часто даже не регистрирует ее, что, впрочем, не мешает продавать псевдофраншизы. На просторах Интернета можно найти магазины и каталоги франшиз, предлагающие огромный выбор таких «привлекательных» вариантов. Псевдофраншиза опасна, прежде всего, потому, что имеет ничтожную коммерческую ценность. Мало иметь красивое название. Франшиза должна представлять собой, прежде всего, успешную модель бизнеса, зарекомендовавшую себя на практике.

Помощь опытного франчайзера для начинающего бизнесмена трудно переоценить. Купив псевдофраншизу по цене якобы известного бренда, предприниматель может получить права на нераскрученную и непопулярную марку, не имеющую успешного коммерческого обоснования. Как правило, на помощь от франчайзера в развитии бизнеса рассчитывать не приходится – он озабочен лишь получением прибыли, а остальное не входит в его планы.

Торговая марка и технологии производства и ведения бизнеса являются интеллектуальной собственностью. Поэтому их копирование с целью получения прибыли является мошенничеством. Для владельца оригинала при желании существует возможность получить компенсацию ущерба от владельца псевдофраншизы.

Для бизнесмена, купившего псевдофраншизу, имеется большой риск создания не самой хорошей репутации в местных деловых кругах, так как копирование чужого бренда, как правило, не приветствуется. Мало того, клиенты франчайзи могут быть введены в заблуждение. Увидев знакомый логотип полюбившегося бренда, они обнаружат, что на самом деле товар не соответствует их ожиданиям. Как следствие, франчайзи потеряет репутацию и в глазах покупателя.

Если псевдофраншизы паразитируют на известных марках, то так называемые «франшизы-однодневки» используют неапробированный товарный знак с хорошо продуманной легендой для внушения доверия. Такой бренд создается специально для того, чтобы быстро заработать на продаже франшиз и затем исчезнуть с рынка. Торговая сеть у такого франчайзера не отличается ни успешностью, ни развитостью.

Еще один вид франшиз, составляющих потенциальную опасность для покупателя – «непреднамеренно дутые» франшизы или «франшизы-полуфабрикаты». Они создаются начинающими франчайзерами, у которых имеется более-менее успешный бизнес. Если кто-либо интересуется у такого предпринимателя, не продает ли он франшизу, бизнесмен понимает, что может получить дополнительный доход от подобной деятельности и начинает продажу франшиз, детально их не проработав.

В результате появляется достаточно сырой проект, франчайзер при этом неспособен обеспечить дочерней фирме достаточную поддержку, так как попросту не готов к этому. Подобное сотрудничество может продолжаться в лучшем случае один-два года, не более. Само собой, здесь и речи идти не может о каких-либо эффективных приемах ведения бизнеса.

Какие меры стоит предпринять будущему франчайзи, чтобы уберечь себя от риска? Если вы намерены купить франшизу известной марки, но у вас имеются сомнения, следует обратиться непосредственно к владельцам данной марки и уточнить все интересующие вас вопросы. Нужно свести к минимуму общение с посредниками, называющими себя «магазины франшиз». Общаться нужно непосредственно с участниками делового рынка, их контакты можно найти на официальных сайтах в Интернете, у многих из таких сайтов есть специальный раздел, предназначенный для франчайзи.

При таком способе контактов вы ничем не рискуете, в худшем случае вы можете получить отказ, причем грамотно обоснованный. Некоторые крупные предприятия принципиально не продают франшизы. При этом свою позицию они объясняют в средствах массовой информации и на своих сайтах.

Если вы решили купить франшизу, проверьте, имеет ли выбранная торговая марка официальную регистрацию. Вы можете попросить франчайзера предоставить вам копию свидетельства о регистрации товарной марки, где должен быть указан номер свидетельства. Через сайт Роспатента можно будет проверить его подлинность.

Постарайтесь разыскать других франчайзи вашего будущего партнера и пообщаться с ними. Можно даже попросить контакты уже существующих франчайзи непосредственно у продавца франшизы. Если вам охотно предоставят всю информацию о действующих франчайзи – это хороший признак. Если же в ответ будут различные отговорки под ссылками на коммерческую тайну – не торопитесь с покупкой.

Узнайте у своего потенциального франчайзера как можно больше о его бизнесе: сколько у него имеется точек, их адреса, историю компании, информацию о товарах и услугах, когда была продана первая франшиза и т. д. Все это нужно вам для принятия решения о покупке. Если подобные сведения будут от вас скрывать – это повод поискать другого франчайзера.

Возраст компании и размер ее существующей сети является существенным моментом в оценке потенциального партнера. Вас должен насторожить факт, когда компания, просуществовав на рынке менее 3-х лет, запускает программу франчайзинга чуть ли не с первого дня существования: скорее всего, данный бренд был создан исключительно для продажи.

Даже если подобная сеть имеет определенный успех, стоит задуматься над тем, что франчайзер в данном случае еще не имеет достаточного опыта, и вы рискуете в дальнейшем совместно с партнером пойти путем всевозможных ошибок. Лучше не доверять будущее своего бизнеса неопытному франчайзеру, а поискать более профессионального партнера.

В последнее время у предпринимателей появилась возможность получать консультацию в Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ), которая в органах власти представляет интересы участников взаимоотношений в области франчайзинга. Данная организация аккредитована в отечественных и международных ассоциациях и претендует на авторитетное и непредвзятое мнение в этой области. Ею ведется работа в направлении стандартизации франчайзинговых взаимоотношений с целью борьбы с недобросовестными франчайзерами.

Вы можете запросить в РАФ информацию о своем потенциальном франчайзере, а так же получить оценку его репутации среди экспертов. Остается надеяться на то, что все благие начинания РАФ получат дальнейшее развитие.