Как открыть бизнес по франшизе

Франшиза – форма соглашения между франчайзи (человеком или группой людей) и франчайзором (торговой группой), на право использования торговой марки или бренда в коммерческих целях. Другими словами, франшиза делает возможным использование торговой марки на праве аренды при продаже собственных товаров. Эта система прекрасно зарекомендовала как способ быстрой раскрутки...
Как открыть бизнес по франшизе
Как открыть бизнес по франшизе

Франшиза – форма соглашения между франчайзи (человеком или группой людей) и франчайзором (торговой группой), на право использования торговой марки или бренда в коммерческих целях. Другими словами, франшиза делает возможным использование торговой марки на праве аренды при продаже собственных товаров.

Эта система прекрасно зарекомендовала как способ быстрой раскрутки бизнеса. Использование франшизы в 80% случаев позволяет вновь созданным компаниям, преодолев пятилетний рубеж, продолжать развиваться и получать высокие прибыли. В то же время, значительная часть фирм, выбравших самостоятельную раскрутку, не выстаивают на рынке и двух лет. Приобретая франшизу, вы покупаете заведомо выгодный бизнес, и работать вам предстоит при поддержке опытного и надежного франчайзора. Материальная заинтересованность франчайзора в прибыльности вашего предприятия дает основания надеяться на самую квалифицированную помощь.

Цена франшизы

Беря в аренду торговую марку, вы заплатите паушальный взнос – безвозвратный единовременный взнос, служащий подтверждением вашего права на пользование франшизой. Ежемесячные выплаты владельцу торгового знака будут равны 8% (роялти) от оборота. Этот платеж можно расценивать как арендную плату.

Начинающему бизнесмену сложно правильно оценить размеры предстоящих финансовых затрат. Франчайзор, имеющий дело со многими филиалами в вашей стране, сможет подсказать точную сумму инвестиций, необходимых для открытия бизнеса (см. «Каталог франшиз»). Кроме упомянутого взноса и роялти вы, как всякий предприниматель, должны будете приобрести оборудование, оплатить аренду помещения, рекламу и предусмотреть траты на зарплату для работников.

В Российском законодательстве отсутствует юридически закрепленное определение термина «франчайзинг», хотя его синонимом можно считать «коммерческую концессию» (54 ст. ГК РФ). В данной статье содержится условие обязательной регистрации подобных договоров в Роспатенте.

Эта необходимость ограничивает стороны договора франчайзинга обязательствами. Многие фирмы, предлагающие «открыть франшизу», работают при этом по договорам реализации, и не имеют никакого отношения к коммерческой концессии. А значит, и прав именовать свою деятельность франчайзингом у таких фирм нет.

Преимущества и недостатки франшизы

Бизнесмен или компания, решившие начать бизнес под франшизой, получают много преимуществ:

Узнаваемость популярной торговой марки. Это правило, конечно, работает только в том случае, если в качестве франчайзера вы выбрали узнаваемую марку. Желательно, чтобы популярность распространялась не только на Россию. Быстрая раскрутка бизнеса. На самостоятельное развитие бизнеса и борьбу за доверие покупателей может уйти слишком много времени. Приобретая готовый бизнес, вы сразу получаете прибыли, которых смогли бы добиться только через несколько лет. Классический пример – приобретение франшизы McDonald’s в Москве. В день открытия в очереди стояли более трех тысяч человек.

Вам не придется набивать шишки, повторяя чужие ошибки при организации и ведении бизнеса. Знания вы получите из учебных курсов, которыми франчайзоры делятся со всеми франчайзи, заключившими договор. Впрочем, следует оговориться, что не стоит начинать свой бизнес, не обладая совершенно никакими знаниями и навыками в деловой сфере.

Вы ощутимо сэкономите на рекламной компании и атрибутике. От франчайзора вы получите даже готовые рекламные слоганы, цвета и атрибутику компании. Многие компании предоставляют даже оборудование для работы. Стоимость этого оборудования войдет в паушальный платеж. В договоре франшизы будет четко оговорено территориальное разграничение ведения бизнеса. С приобретением лицензии вы получаете право ведения бизнеса на территории, где не может быть конкурентов с той же франшизой.

Минусы ведения бизнеса по франшизе

Наиболее очевидным недостатком является немалая стоимость франшизы. Покупая готовый бизнес, будьте готовы к серьезным затратам. Особенно это касается приобретения эксклюзивного права на бренд в пределах города или региона. Паушальный взнос в таких случаях также велик. Требования по условиям франшизы достаточно жесткие, а работа ограничена узкими рамками. Такие строгости продиктованы желанием владельца марки развивать бизнес и не допустить банкротства подопечного.

Правда, иногда ограничения могут сослужить и дурную службу. Например, в случае с McDonald’s вам пришлось бы покупать помещение. Этот франчайзер не позволяет открывать бизнес в арендуемых помещениях. Кроме этого, могут быть и условия, относящиеся к размеру помещения. Бизнес, как правило, ограничивается сферой развития. Если у вас возникнет интересная идея по развитию бизнеса, вы вряд ли сможете ее воплотить по условиям франшизы. Это обстоятельство препятствует творческому развитию бизнеса, но, покупая франшизу, вы сознательно приобретаете готовую идею, с давно продуманным направлением развития.

Вы фатально ошибаетесь, если думаете, что выполнение условий франшизы необязательно. Нарушение условий договора почти точно станет причиной лишения вас прав на франшизу и крупных штрафов. Если по каким-то причинам бизнес вашего работодателя перейдет к другой организации, вместе с ним и ваша франшиза перейдет к новому владельцу. Новые люди могут установить новые условия сотрудничества, в которых ваш бизнес окажется убыточным.

Покупая франшизу, обязательно обратите внимание на ее срок. Одни компании дают право владения торговой маркой на 20 лет, а другие – всего на 5. Часто франчайзоры выставляют требование приобретать расходные материалы только у них или у их партнеров. В этом случае вы лишаетесь всякой возможности снизить свои затраты, покупая расходные материалы у посторонних фирм. Наличие этого пункта в договоре ставит под вопрос целесообразность такой франшизы.

© Старецкая Елена, BBF.ru

Интересные статьи



У вас есть цель в жизни?

  • {$ item.name $} {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}%
    {$ item.name $}

Комментарии ({$ added_comments.length + 1 $})

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Рассказать ВКонтакте
Поделиться в ОК