Как открыть бизнес по франшизе

Как открыть бизнес по франшизе

Франшиза – форма соглашения между франчайзи (человеком или группой людей) и франчайзором (торговой группой), на право использования торговой марки или бренда в коммерческих целях. Другими словами, франшиза делает возможным использование торговой марки на праве аренды при продаже собственных товаров.

Эта система прекрасно зарекомендовала как способ быстрой раскрутки бизнеса. Использование франшизы в 80% случаев позволяет вновь созданным компаниям, преодолев пятилетний рубеж, продолжать развиваться и получать высокие прибыли. В то же время, значительная часть фирм, выбравших самостоятельную раскрутку, не выстаивают на рынке и двух лет. Приобретая франшизу, вы покупаете заведомо выгодный бизнес, и работать вам предстоит при поддержке опытного и надежного франчайзора. Материальная заинтересованность франчайзора в прибыльности вашего предприятия дает основания надеяться на самую квалифицированную помощь.

Цена франшизы

Беря в аренду торговую марку, вы заплатите паушальный взнос – безвозвратный единовременный взнос, служащий подтверждением вашего права на пользование франшизой. Ежемесячные выплаты владельцу торгового знака будут равны 8% (роялти) от оборота. Этот платеж можно расценивать как арендную плату.

Начинающему бизнесмену сложно правильно оценить размеры предстоящих финансовых затрат. Франчайзор, имеющий дело со многими филиалами в вашей стране, сможет подсказать точную сумму инвестиций, необходимых для открытия бизнеса. Кроме упомянутого взноса и роялти вы, как всякий предприниматель, должны будете приобрести оборудование, оплатить аренду помещения, рекламу и предусмотреть траты на зарплату для работников.

В Российском законодательстве отсутствует юридически закрепленное определение термина «франчайзинг», хотя его синонимом можно считать «коммерческую концессию» (54 ст. ГК РФ). В данной статье содержится условие обязательной регистрации подобных договоров в Роспатенте.

Эта необходимость ограничивает стороны договора франчайзинга обязательствами. Многие фирмы, предлагающие «открыть франшизу», работают при этом по договорам реализации, и не имеют никакого отношения к коммерческой концессии. А значит, и прав именовать свою деятельность франчайзингом у таких фирм нет.

Преимущества и недостатки франшизы

Бизнесмен или компания, решившие начать бизнес под франшизой, получают много преимуществ:

Узнаваемость популярной торговой марки. Это правило, конечно, работает только в том случае, если в качестве франчайзера вы выбрали узнаваемую марку. Желательно, чтобы популярность распространялась не только на Россию. Быстрая раскрутка бизнеса. На самостоятельное развитие бизнеса и борьбу за доверие покупателей может уйти слишком много времени. Приобретая готовый бизнес, вы сразу получаете прибыли, которых смогли бы добиться только через несколько лет. Классический пример – приобретение франшизы McDonald’s в Москве. В день открытия в очереди стояли более трех тысяч человек.

Вам не придется набивать шишки, повторяя чужие ошибки при организации и ведении бизнеса. Знания вы получите из учебных курсов, которыми франчайзоры делятся со всеми франчайзи, заключившими договор. Впрочем, следует оговориться, что не стоит начинать свой бизнес, не обладая совершенно никакими знаниями и навыками в деловой сфере.

Вы ощутимо сэкономите на рекламной компании и атрибутике. От франчайзора вы получите даже готовые рекламные слоганы, цвета и атрибутику компании. Многие компании предоставляют даже оборудование для работы. Стоимость этого оборудования войдет в паушальный платеж. В договоре франшизы будет четко оговорено территориальное разграничение ведения бизнеса. С приобретением лицензии вы получаете право ведения бизнеса на территории, где не может быть конкурентов с той же франшизой.

Минусы ведения бизнеса по франшизе

Наиболее очевидным недостатком является немалая стоимость франшизы. Покупая готовый бизнес, будьте готовы к серьезным затратам. Особенно это касается приобретения эксклюзивного права на бренд в пределах города или региона. Паушальный взнос в таких случаях также велик. Требования по условиям франшизы достаточно жесткие, а работа ограничена узкими рамками. Такие строгости продиктованы желанием владельца марки развивать бизнес и не допустить банкротства подопечного.

Правда, иногда ограничения могут сослужить и дурную службу. Например, в случае с McDonald’s вам пришлось бы покупать помещение. Этот франчайзер не позволяет открывать бизнес в арендуемых помещениях. Кроме этого, могут быть и условия, относящиеся к размеру помещения. Бизнес, как правило, ограничивается сферой развития. Если у вас возникнет интересная идея по развитию бизнеса, вы вряд ли сможете ее воплотить по условиям франшизы. Это обстоятельство препятствует творческому развитию бизнеса, но, покупая франшизу, вы сознательно приобретаете готовую идею, с давно продуманным направлением развития.

Вы фатально ошибаетесь, если думаете, что выполнение условий франшизы необязательно. Нарушение условий договора почти точно станет причиной лишения вас прав на франшизу и крупных штрафов. Если по каким-то причинам бизнес вашего работодателя перейдет к другой организации, вместе с ним и ваша франшиза перейдет к новому владельцу. Новые люди могут установить новые условия сотрудничества, в которых ваш бизнес окажется убыточным.

Покупая франшизу, обязательно обратите внимание на ее срок. Одни компании дают право владения торговой маркой на 20 лет, а другие – всего на 5. Часто франчайзоры выставляют требование приобретать расходные материалы только у них или у их партнеров. В этом случае вы лишаетесь всякой возможности снизить свои затраты, покупая расходные материалы у посторонних фирм. Наличие этого пункта в договоре ставит под вопрос целесообразность такой франшизы.