Несколько советов будущему франчайзи

Несколько советов будущему франчайзи

Каждый начинающий бизнесмен неизбежно сталкивается с необходимостью решать задачи, совершенно новые для неопытного в коммерции человека.

Почти никому не удается избежать ошибок, иногда губительных для неокрепшего бизнеса (см. «10 распространенных ошибок начинающего франчайзи»). Вы можете последовать примеру «первопроходцев», и создавать свое дело с нуля, а можете выбрать более безопасный и надежный путь – купить франшизу, и стать владельцем уже готового бизнеса.

В этом случае вам, вероятно, придется вложить крупную сумму, хотя размер первоначальной инвестиции зависит от конкретных условий заключения договора франшизы. Но даже в случае, если франшиза обойдется вам недешево, затраты окупятся, так как вы гарантировано начнете получать прибыль уже с момента открытия бизнеса. Бизнес запущенный самостоятельно, возможно, был бы более прибыльным, но при покупке франшизы вы можете быть уверены в стабильном доходе.

Нельзя утверждать, что франчайзинг – универсальный рецепт успеха. Внимательно изучите все тонкости предлагаемой бизнес-модели. Возможно, вам больше подойдут дистрибьюция, лицензирование, или агентские отношения.

Сложности работы по франшизе

Если вы уже приняли решение работать по франшизе, обратитесь к той сфере деятельности, которая вам особенно интересна. Цена франшизы обычно составляет около 10% от суммы, необходимой для создания предприятия, будь то производство, продажа товаров или предоставление услуг. Также франчайзи обязан выплачивать роялти и финансово участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях.

Каждый франчайзи несет личную ответственность за деятельность предприятия, так что было бы ошибкой возлагать слишком большие надежды на франчайзера. Чтобы адекватно реагировать на происходящие бизнес-процессы, изучите систему развития бизнеса по франшизе в целом. Нередко начинающие предприниматели ошибочно считают приобретение франшизы операцией, подобной покупке банковского депозита или ценных бумаг. Нужно отдавать себе отчет в том, что франшиза принесет прибыль только в том случае, если вы будете уделять своему предприятию надлежащее внимание.

При этом у франчайзи нет полной свободы в принятии решений, он обязан подчиняться единым правилам выбранной сети. Очень часто определенную часть решений принимают сотрудники головного офиса, а мнение франчайзи при этом не учитывается совершенно. Ознакомьтесь со всеми условиями партнерства, и если вас в них что-то категорически не устраивает, лучше откажитесь от заключения договора.

Избегайте «фантомов» франшиз

Если вы ответственно изучили условия заключения сделки, собрали всю доступную информацию и приняли решение купить франшизу, – перед вами открываются новые перспективы бизнеса. Ваша следующая задача – не приобрести «муляж франшизы». А любителей продать то, что им не принадлежит, развелось на просторах интернета немало. Виртуальные витрины пестрят предложениями знаменитых торговых марок, но это совсем не означает, что выбор франшизы прост и доступен.

Обжегшись на молоке, дуют на воду – эта поговорка как нельзя лучше отражает настроения обманутых франчайзи. На рынке франшиз, конечно, большинство добросовестных продавцов, и чтобы предотвратить возможность мошенничества, в России создана Независимая лаборатория ИНФИТРО, входящая в ассоциацию франчайзинга. Данная организация предоставляет выбор истинных франчайзеров, но в последнее время и у нее появились «фантомы». Учтите, что ассоциация, заслуживающая доверия, одна.

Какую франшизу лучше выбрать

Когда вы выйдете на настоящую базу франшиз, перед вами встанет необходимость выбора конкретной франшизы (см. «Приобретение франшизы: что нужно знать перед покупкой бизнеса» и «5 фатальных ошибок при выборе франшизы и способы их решения»). Нам кажется, что одно из наиболее многообещающих направлений развития бизнеса – сфера услуг.

В частности, франшизы раскрученных сетей общественного питания традиционно популярны. Сейчас активно развиваются услуги в сфере медицины и бытовые сервисы. При покупке франшизы из сферы услуг нужно учитывать своеобразие данного вида бизнеса. Существует неразрывная взаимосвязь развития рынка услуг с уровнем платежеспособности населения. Исследования этого рынка показывают, что он может быть успешным только при условии, что доходы потребителей превышают $800 в месяц.

Если этот показатель ниже, потенциальные клиенты вынуждены тратить деньги на продукты питания, одежду и подобные нужды. Поэтому, выбирая сферу деятельности, оцените среднюю платежеспособности населения на конкретной территории. Франшиза в сфере услуг отличается от торговой еще несколькими характерными особенностями. Специалисты называют их «неотделимостью» и «неосязаемостью».

Неотделимость

Неотделимостью услуги называют нацеленность на результат. Например, обращаясь за услугами в медицинский офис, клиент рассчитывает на обследование, добросовестное установление результатов анализов и правильно поставленный диагноз. Для качественного выполнения услуг и получения ожидаемого результата нужно пройти определенные этапы в установленной последовательности: прием пациента, взятие материала для анализов, доставку биоматериала в лабораторию, собственно исследования и передачу результатов пациенту.

Если хотя бы один из этапов будет нарушен, собьется весь цикл, вследствие чего пациент не сможет получить услугу в необходимом объеме. Чтобы избежать подобных сбоев, необходимо установить индивидуальную ответственность каждого звена и тщательно отслеживать соблюдение всех пунктов.

Неосязаемость

Если при продаже товаров, потребитель может попробовать, потрогать, увидеть то, что он собирается купить, то предлагая услуги, вы рассчитываете на доверие покупателя. Качество услуги можно оценить, только получив ее. Чтобы потребители могли доверять вам больше, чем конкурентам, и пригодится бренд.

Становясь носителем знаменитой марки, вы минуете период формирования имиджа и привлечения клиентов. А на это при самостоятельном старте у вас могут уйти годы. Это, собственно, и можно считать основным преимуществом франчайзинга. При выборе франшизы, адекватно оцените раскрученность бренда. Ваши шансы на успех почти полностью зависят от репутации и известности торговой марки.