Составлен рейтинг самых лживых профессий

Составлен рейтинг самых лживых профессий

Знал бы гениальный доктор Хаус, до какой степени дальновидно он произнес знаменитую фразу «Все лгут»! Эксперты Joblist.ru составили рейтинг самых лживых профессий и выяснили, почему и как людям приходится лгать на работе.

Для кого-то ожидаемой, а для кого-то и удивительной новостью стал факт, что абсолютно все владельцы собственного бизнеса врут. Целых 100% объявили, что делают это время от времени. На втором месте (81%) оказались руководители отделов и подразделений, менеджеры среднего звена. С минимальным отрывом в 1% в рейтинг вошли специалисты на производстве: инженеры и технологи.

Госслужащие по сравнению с бизнесменами подкачали. Всего 69%. А замыкают пятерку самых лживых профессий военнослужащие, лгут на работе 67% из них. Распространенное мнение о враках продавцов оказалось мифом. Представители этой профессии (а также нескольких других – секретари, водители, охранники) врут меньше всех – признались лишь 53%.

Обманутое начальство

Абстрагировано от профессии врут 59% россиян. Из них 5% делают это постоянно. Чаще всего с лапшой на ушах ходит, увы, начальство. Отпроситься в отпуск («Срочно надо в Баку на похороны троюродной бабушки по линии мужа отца свекра!» – это чтобы загар потом оправдать), прийти на работу с опозданием в полдня («Прорвало трубу», «Проспал», «В пробке стоял»), уйти из офиса раньше («К врачу!», «Привезут диван», «Кажется, у меня температура!»), и так далее.

Кстати, причина отсутствия на рабочем месте – это и есть наиболее распространенная тема лжи (53%). О ходе выполнения своих задач лжет 41% респондентов. Столько же (41%) людей лгут о своей личной жизни (это, пожалуй, очень удобный вариант: коллегам о просроченной работе можно сказать, что это личная жизнь бьет ключом, поэтому на нее, работу, нет времени, а начальству – что дала трещину, и теперь вся голова забита ей, личной жизнью).

10% не знают, зачем врут

Интересно, что каждый десятый не может найти причину своей лжи и утверждает, что это получается само собой. Много и таких, кто лжет клиентам/заказчикам (37%) и коллегам (35%). Всем подряд врут 16%, а подчиненным врут только 13% опрошенных.

Слово и дело

На условиях анонимности RB.ru опросил представителей разных профессий, приходится ли им врать по работе. В некоторых случаях ответы оказались неожиданными: люди признавались, что врать на работе нет никакого смысла. Но большинство участников опроса итоги рейтинга все же подтвердили.

У нас сложно соврать. Все цены прописаны в каталогах, тут не соврешь. Все отгрузки строго контролируются, и проследить за ними можем не только мы, но и клиенты – в документах проставляется дата. По поставкам – иногда можно сказать, что товар будет через пару дней, хотя на самом деле – только на следующей неделе. Скажешь честно, и клиент ждать не будет, а уйдет к конкурентам. Но и здесь мы пользуемся этим способом совсем уж в исключительных случаях, – признался менеджер по продажам Александр.

Историю Александра дополняет другой менеджер по продажам – Вячеслав.

Иногда можно смухлевать в процессе переговоров. Это старый классический способ: допустим, объявленная цена – 125 рублей, а расчетная – 110. Где-то в этом промежутке нужно договориться с клиентом. Чтобы продать подороже, я ему могу сказать, что конкуренты продают не по 125, а по 140. Ложь? Безусловно! Но у клиента на такие случаи своя ложь: «А я видел и по 100 рублей». Такие диалоги перетекают от сделки к сделке, от клиента к клиенту. Это уже настолько наработанный метод, что стал почти ритуалом!

Учредитель компании, занимающейся поставками запчастей, на вопрос, приходится ли ему на работе врать, ответил так:

Еще как! Например, когда поставка из Германии задерживается, приходится клиенту говорить что на таможне груз на полный досмотр встал или вот- вот на подходе уже, что нужно денечек потерпеть.

Еще рассказ:

Мне врать не имеет никакого смысла. Думаю, это специфика работы. Я – менеджер по приему поставщиков и организации поездок для клиентов компании. Кроме того, иногда организую мероприятия для компаний. Если появляются какие-то неинтересные предложения, от которых надо отказаться, – я даже ничего не придумываю. Просто так и говорю: «Извините, не интересует!». Ну, а в остальном… По какому поводу мне врать, если я оформляю визы и билеты? Спросила у коллег – те тоже сказали, что все по-честному!

Казалось бы, смежный род деятельности – визы, по крайней мере, тоже приходится оформлять, – но здесь вся работа построена на лжи!

Расскажу о себе сразу две истории. Первая. Когда-то я работала официанткой. Понимаете, к чему я, да? Супчик дня у нас всегда самый свежий, и вовсе не из вчерашних остатков. Салаты мы, разумеется, готовим только по одной порции, а не тазами. Тесто для выпечки сами замешиваем, а не из заморозки делаем…

Второе.

Сейчас я менеджер по продаже туров. У меня очень крупное агентство. Но, увы, чтобы заманить придирчивого туриста на курорт, приходится идти на ухищрения. В данном случае мы не то, чтобы врем – скорее, недоговариваем. Да, отель прекрасный. Но что напротив идет стройка, можно и не говорить. Да, экскурсия потрясающе интересная.

Правда, еще неизвестно, какой из трех гидов вам достанется – тот, с кем правда интересно, или тот, который отбубнит свое, и дело сделано. Иногда я настолько устаю от этой лжи, что даже думаю о смене профессии. Но, подозреваю, в других сферах не лучше. Это, наверное, особенности российского менталитета – привирать, чтобы казаться лучше.

Старший менеджер проектов Даша рассказала, что ложь по работе – святое дело.

Часто? Да сколько угодно! Например, 31 числа мне звонят и требуют закрывающие документы (хотя по закону я могу предоставить их до 5-го). А в этой компании все сотрудники уходят в отпуска, и нужно срочно – здесь и сейчас. Где ж я их возьму-то, если они еще не готовы! Вот и начинаешь сочинять, что нет подписанта, что не работает компьютер и так далее.

Странно было бы в этой статье обойти профессию журналиста. Уже ни для кого не секрет, как делаются сенсации. «Притянул за уши» чье-нибудь высказывание (неважно, что по другому поводу и в другом контексте) – готово! Помните, как Лужков «Спасал пчел от московского смога»? Позже говорили, что сюжет был склеен из материалов, взятых в разное время, а получилось, будто все здесь и сейчас.