Как правильно продвигать стартап

Как правильно продвигать стартап

Для эффективного развития стартапа в целом, необходимо отслеживать стадии развития его жизненного цикла.

Есть идея

Все начинается с нулевой стадии – когда у инициатора возникает идея. Главная цель на этом этапе – собрать вокруг себя команду единомышленников, с которыми можно начать претворять эту идею в жизнь.

Целевой аудиторией на этом этапе является круг общения идеолога: однокурсники, коллеги, друзья, возможно, визави в социальных сетях с похожими интересами. Наш идеолог делает все для продвижения самостоятельно: он сам себе маркетолог, пиарщик и вообще – продвиженец. Помогать ему пока некому и незачем.

Посевной этап стартапа

Итак, команда набрана и начала формулировать свои первые планы, входит в их реализацию, срабатывается. Стартап вышел на посевную стадию (seed), он привлекает первые, обычно небольшие, до $100 000, инвестиции. Целевая аудитория продвижения стартапа – инвесторы, которые могут вложить эти инвестиции. Эффективная тактика, которой нужно придерживаться, – точечная работа с инвесторами.

Сегодня в России проводится немало мероприятий, на которых стартапы презентуют свои проекты потенциальным инвесторам. Проштудировав тематические сайты, команда должна выбрать несколько ключевых событий и заявить на них свои проекты. Ключевыми являются те мероприятия, которые посещает наибольшее число инвесторов.

Помимо мероприятий отличным способом контакта с потенциальными инвесторами является мониторинг качественных инвестиций в стартапы. Что значит «качественных»? Это прозрачные, известные рынку инвестиции, которые сделали фонды / инвесторы с хорошей деловой репутацией. Информацию о них легко отследить, а дальше – дело техники: найти лицо, отвечающее за поиск проектов, написать / позвонить / специально встретиться с ним на тематическом мероприятии, познакомиться и назначить личную встречу для представления проекта. Только не отправляйте на добытый электронный адрес презентацию на 100 слайдов или пухлый бизнес-план – достаточно нескольких слайдов.

Запуск продукта или его версии

На стадии запуска перед проектом стоит задача включения машины продвижения на полную мощность. С одной стороны, она работает на пользователей и / или клиентов и партнеров, а с другой – помогает реализовать задачу привлечения крупных инвестиций, на которые компания сможет сделать рывок в развитии до выхода на серьезную прибыль.

Инструменты, которыми необходимо пользоваться на данном этапе, – PR, social media маркетинг и активное участие в мероприятиях. Эти каналы являются минимально затратными, поэтому их можно реализовать на данной стадии, не нанося урона уже порядком истощившемуся бюджету. Однако нельзя забывать, что проработка этих каналов должна быть глубокой и качественной: важно не только разработать, например, хороший конкурс в соцсетях, но и докрутить его, выжать из него весь потенциал. Поверхностное ведение аккаунта проекта в Twitter или Facebook не является эффективным маркетинговым инструментом.

Проект запущен

Наступает самая интересная активная и разнообразная по маркетинговым активностям стадия. На этом этапе проект уже может считаться полноценной компанией, и поэтому продвижению необходимо уделять самое пристальное внимание, стремясь достичь своих целей с использованием наиболее эффективных инструментов.

Безусловно, к стартапу на стадии строительства бизнеса применим весь мировой опыт маркетинговой индустрии. Однако каким бы успешным ни был тот или иной кейс крупного мирового (или российского) бренда, нужно всегда учитывать и специфику проекта, и особенности рынка, и шагнувшие вперед технологии. Кроме того, по крайней мере, сейчас, у стартапов есть фора перед прочими компаниями – молодых предпринимателей любят журналисты, их с интересом воспринимают потенциальные потребители.

Маркетинговые активности в этот период можно разделить на два крупных блока:

  1. Увеличение количества пользователей / продаж;
  2. Выгодные бизнес-партнерства.

Увеличение количества пользователей и/или продаж

Прирост потребителей необходим для любого бизнеса, но для стартапа это самая главная задача – от скорости и количества пользователей зачастую зависит судьба проекта. Можно добиваться неплохих результатов, если скрупулезно подойти к определению основных целевых групп, а после тщательно проанализировать эти группы: что они читают, где бывают, о чем думают? Наибольшего эффекта можно достичь, разбив целевые группы на сегменты, выбрав для каждой из них свой собственный «посыл», бьющий точно в цель.

Инструменты, дающие реальный и, как правило, очень быстрый эффект: seo, контекстная реклама, покупка трафика, баннерная реклама на порталах и в социальных сетях. Очевидно, чем больше вы покупаете слов в поисковых выдачах или баннеров, тем больше показов, кликов и, соответственно, покупателей. То есть с помощью этих средств можно фактически «покупать» пользователей и управлять этим процессом. Правда, действительно эффективные кампании стоят дорого, зато они приносят лучший результат.

Но просто привлечь к своему сервису пользователей – это только часть дела. Для компаний, и особенно для стартапов, очень важно заработать определенную репутацию среди коллег по рынку, журналистов, широкой общественности. Кстати, в стоимости многих известных компаний репутация составляет достаточно существенную долю капитализации, превышая иногда 70%.

Для IT-стартапа инструменты вне web – это как раз те самые средства развития и укрепления собственной репутации и формирования узнаваемости и четкой идентификации. К этим инструментам относятся PR, Direct Marketing, реклама (наружная, на радио и телевидении, в печатных СМИ), участие в мероприятиях, организация собственных акций и событий.

Выгодные бизнес-партнерства

Очень неплохо постараться установить партнерские отношения с крупными компаниями. Целевой аудиторией должны быть потенциальные партнеры – в зависимости от направления и специфики проекта это могут быть как онлайн партнеры (мейджеры Рунета, федеральные / отраслевые порталы, интернет-сми), так и реальные компании (организаторы мероприятий, банки, рестораны и пр.)

Выбор тех или иных компаний для партнерства основывается на тщательном анализе рыночного поля. Сначала крупными блоками (компаниям из каких сфер мы можем что-то предложить?), а затем уже в выбранной группе наиболее интересных компаний – самых крупных, авторитетных, активно развивающихся. Тактика коммуникации строится на продвижении конкретной пользы своего проекта, привлекая площадки, которые потенциально могут быть в ней заинтересованы.

Важно помнить, что партнерство должно быть взаимовыгодным. Для стартапа интерес, безусловно, заключается в возможности «перетягивания» к себе аудитории крупной компании и выхода на один уровень с известными брендами. Для компании – новый функционал / инструмент работы с пользователями, демонстрация открытости к внедрению новых высокотехнологичных сервисов, поддержке и развитию инновационных решений.

Совместные проекты способствуют развитию экспертизы и технологий друг друга, позволяют создавать информационные поводы и усиливать экспертную позицию в глазах СМИ, отраслевого сообщества и широкой общественности.