О рынке онлайн-сервисов по бронированию авиабилетов и отелей

О рынке онлайн-сервисов по бронированию авиабилетов и отелей

Заявление о намерении ресурса Anywayanyday провести IPO прозвучало неожиданно. Ещё вчера он воспринимался как весьма молодой проект, в который вложился Кирилл Подольский, глава крупного сельхозтрейдера и производителя Valars Group со штаб-квартирой в Таганроге. Но оказалось, что за четыре года проект вырос в один из крупнейших российских онлайн-сервисов по продаже билетов

Акционеры крупного российского онлайн-сервиса по покупке авиабилетов и бронированию отелей Anywayanyday.com заявили о своих планах в ближайшие 2-3 года выйти на IPO. Впрочем, окончательное решение будет принято после подведения итогов 2012 года.

Пока не определены ни объём IPO, ни площадка для размещения. Это заявление – очевидный способ привлечь внимание, и его есть к чему привлекать. Впрочем, инвестиции действительно очень нужны проекту для сохранения лидерства в условиях бурно растущего рынка онлайн-коммерции.

С низкого старта

Кирилл Подольский является владельцем 60% акций ресурса, остальные 40% в 2010 году приобрёл хедж-фонд Tiger Global Management, который также владеет 16,7% акций «Яндекса». Anywayanyday.com – не первый проект бизнесмена на рынке онлайн-бронирования туруслуг.

Кирилл Подольский был генеральным директором компании «Югтранзитсервис», которой принадлежал Avantix.ru – первый в России интернет-ресурс, предлагавший пользователям в режиме онлайн бронирование авиа- и железнодорожных билетов, а также мест в гостиницах.

Этот ресурс существовал с 2001 по 2008 год. «После банкротства Avantix я купил доменное имя и стал инициатором проекта Anywayanyday. Я знал, как устроен этот бизнес, и был квалифицированным инвестором», – вспоминает г-н Подольский.

При этом в новую компанию перешла и часть персонала разорившегося ресурса. «В августе 2007 года нам поступило предложение от Кирилла Подольского о создании нового проекта, – рассказывает один из создателей Anywayanyday.com Пётр Кутис, запустивший в 2011 свой собственный сервис авиабилетов Onetwotrip.com.

– На тот момент собранная мною команда разработчиков и аналитиков уже более трёх лет работала с компанией Avantix. Мы разрабатывали онлайн-решение Avantix и автоматизировали внутренние бизнес-процессы. И уже в августе 2008 года через сайт Anywayanyday.com был продан первый электронный авиабилет».

С самого старта Anywayanyday начал расти высокими темпами. В прошлом году через этот сервис было продано 485 тысяч авиабилетов, а количество уникальных посетителей выросло в четыре с половиной раза и достигло 6 млн человек. Сегодня Anywayanyday.com вместе с Ozon.travel являются крупнейшими игроками отечественного рынка онлайн-сервисов по продаже билетов.

По собственным оценкам компании, сейчас Anywayanyday занимает 38% рынка среди агентств онлайн-трэвела и планирует наращивать свою долю и дальше. По итогам 2011 года оборот компании увеличился в три раза и составил 192 млн долларов, что позволило ей занять четвёртую строчку в составленном журналом Forbes рейтинге крупнейших по обороту российских интернет-компаний. Anywayanyday пропустил вперёд только «Яндекс», Mail.ru и «Утконос». В 2012 году компания планирует достичь оборота в 400 млн долларов.

Заметим, что Mail.ru и «Яндекс» уже успешно провели IPO в 2010 и 2011 годах соответственно, так что, вероятно, владельцы Anywayanyday учитывали этот опыт, принимая предварительное решение о первичном размещении. «Яркий пример IPO отечественного онлайн-сервиса – это “Яндекс”, – рассуждает директор интерактивного агентства “Вебпрактик” Александр Букуров.

– Публичное размещение очень тщательно готовилось, выбиралось оптимальное для этого время. Полученные инвестиции “Яндекс” вкладывает в собственное развитие на локальных мировых рынках. Видимо, и Anywayanyday планирует пойти по этому пути».

Продавать, чтобы развиваться

Между тем рынок онлайн-бронирования сейчас на подъёме. По разным оценкам, в 2011 году в России доля билетов, приобретённых в интернете, составила 9–12%, а объём всего рынка авиабилетов страны варьируется в пределах 20 млрд долларов. К 2015 году рынок онлайн-продаж может вырасти приблизительно в 5 раз, обогнав по темпам роста рынок электронной коммерции в целом, и достигнуть 140 млрд рублей.

«Число покупателей онлайн-билетов будет расти во всех аудиторных группах, но молодое поколение станет более активными пользователями подобных систем, – отмечает г-н Букуров. – Впрочем, проблема малой доли покупателей билетов в онлайне связана не с возрастным распределением аудитории, а с общим низким уровнем доверия к онлайн-платежам в России. Хотя в последнее время ситуация улучшается».

В этих благоприятных условиях вывод компании на IPO выглядит как логичная часть инвестиционной цепочки. «Большинство успешных интернет-проектов проходят несколько уровней инвестирования: на начальном этапе до 500 тысяч долларов, на этапе активного роста – несколько миллионов или десятков миллионов долларов, в зависимости от масштаба», – говорит Александр Букуров.

«Продавать такую компанию следует, пока бизнес растёт, а решение о размещении принимается именно в тот период, когда динамика роста продолжается, – считает старший аналитик ИК “Церих Кэпитал Менеджмент” Олег Душин. – Впрочем, заявления об IPO в ближайшие два-три года – это просто декларация. Если бы речь шла о полутора годах, то это было бы более конкретно».

По мнению эксперта ФГ «БКС» Арарата Мкртчяна, сделать паузу с выходом на IPO – верный шаг: «Сложно сказать, какова будет ситуация на рынках через два-три года, однако то, что ресурс не спешит с первичным размещением, – решение, учитывая текущую неопределённость на финансовых рынках, верное и дальновидное». «Заявление об IPO скорее похоже на промоакцию, напоминание о себе, чем на серьёзные намерения размещаться», – констатирует Пётр Кутис.

Само развитие рынка и появление новых продуктов в сфере онлайн-бронирования туруслуг, влекущие за собой необходимость меняться и развиваться вместе с рынком, подталкивают акционеров к идее проведения IPO. «Средства, полученные после проведения IPO, мы планируем использовать по большей части на маркетинг, а также на усовершенствование существующих продуктов и запуск дополнительных сервисов», – говорит финансовый директор группы компаний Anywayanyday.com Ольга Петрунина.

За время существования ресурса его содержание не претерпело значительных изменений, а то, что было новшеством три года назад, уже стало стандартом. На рынке появляется всё больше новых проектов в этой нише: к тому же стартапы часто демпингуют, чтобы привлечь покупателей, а сохранить свою аудиторию в интернете очень сложно. Растёт конкуренция и за счет разнообразия предлагаемых услуг.

«Более молодые, быстрые, не зашоренные компании могут предложить нечто более интересное и востребованное, нежели просто цены, которые и так ниже, чем у лидеров рынка. Они-то и могут составить значительную конкуренцию нынешним игрокам», – говорит Пётр Кутис. К тому же на отечественный рынок пока не пришёл ни один крупный зарубежный игрок – с ростом рынка этого следует ожидать.

Правда, в компании пока не опасаются ни новых стартапов, ни зарубежных игроков. «Основное, чему мы уделяем внимание, и что позволило нам стать лидерами своей отрасли – это качество сервиса, – говорит Ольга Петрунина. – Мы не просто помогаем клиенту выбрать и приобрести авиабилет, но и, в отличие от многих стартаперов, оказываем сопроводительную поддержку.

Что касается крупных иностранных компаний, они пока не стремятся на российский рынок – у них есть пример неудачного выхода Expedia.com на развивающийся азиатский рынок, когда огромные вложения не были оправданы».

Тем не менее, для закрепления своих лидерских позиций ресурсу нужно активно развиваться и продолжать зарубежную экспансию: сейчас представительства компании уже есть в США, Швейцарии, Германии и на Украине. По словам г-жи Петруниной, благодаря активному продвижению на европейский рынок сервис планирует потеснить действующих там игроков.

Вдобавок пока у ресурса довольно слабо развито отельное направление, а с учётом роста популярности самостоятельного туризма именно ресурсы, предлагающие комплексный продукт – отели и билеты, пользуются всё большей популярностью. Однако сейчас даже на российском рынке Anywayanyday.com не конкурент крупнейшему зарубежному ресурсу Booking.com, хотя, по данным Anywayanyday, их собственная база насчитывает 170 тысяч отелей, что на 50 тысяч больше, чем у Booking.com.

По словам директора компании Раисы Левиной, динамика продаж в I квартале 2012 года позволила включить в ближайшие планы развития выпуск инновационных продуктов для бронирования гостиниц и выход на новые рынки за пределами России. Как отметили в компании, инновационный продукт Anywayanyday по бронированию отелей не будет похож ни на один существующий сегодня на рынке и станет предоставлять новый уровень сервиса.