В России растет популярность использования поисковиков для заказа авиабилетов и бронирования отелей

В России растет популярность использования поисковиков для заказа авиабилетов и бронирования отелей

Мировой рынок онлайнового бронирования туристических услуг (железнодорожных и авиабилетов, мест в отелях, трансфертов) бурно развивается. Уже сегодня в США через Интернет происходит около 60-70% бронирований, в Европе — 30-40%.

В России этот рынок только зарождается, но уже сейчас исключительно через Интернет происходит примерно 10-15% бронирований туристических услуг. По мнению экспертов, Россия тут отстает от Запада по ряду причин, среди которых: недостаточное покрытие территории широкополосными сетями, недостаточное распространение платежных карт и устоявшаяся привычка приобретать готовые турпакеты.

Кризис, однако, дал толчок развитию рынка онлайнового бронирования и у нас. Люди поняли, что, самостоятельно заказывая туруслуги, можно неплохо сэкономить. Как показала практика европейцев, экономия может составить от 20 до 50% по сравнению с туром, приобретенным у агентства.

Так, шестидневный тур в Барселону из Москвы этой весной с проживанием в трехзвездном отеле, в двухместном номере с завтраками будет стоить от 680 евро на человека плюс виза и топливный сбор. Тогда как примерная стоимость самостоятельно спланированного путешествия в столицу Каталонии при тех же условиях составит порядка 350-400 евро на человека.

По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, в первой половине 2010 года сильно выросло число туристов, бронирующих туруслуги самостоятельно. Эти данные подтверждают в крупнейших онлайн-агентствах. В этом году эксперты ожидают рост спроса на услуги онлайнового бронирования. Для этого есть предпосылки: ежемесячно рынок увеличивается на 50%.

Согласно результатам совместного исследования Google Россия и КБ «Ситибанк», в 2010 году на авиабилеты российских и иностранных авиалиний, оплаченных банковскими картами, приходилась треть всех трат россиян в Интернете (34,8%).

Выяснилось, что чаще всего покупки авиабилетов через Интернет совершали жители Москвы и Санкт-Петербурга. В среднем авиабилет обходится покупателю в 14 тыс. рублей (причем у российских авиалиний, как правило, дороже), тогда как средняя величина покупки в Интернете составляет 2500 рублей.

Недавно американский эксперт в области туризма Артур Фроммер опубликовал пост в своем блоге, поднимающий актуальный для индустрии туризма вопрос: отправят ли поисковые агрегаторы туристические онлайн-агентства в небытие?

Если обратиться к истории развития тур индустрии США, то можно увидеть следующую картину: в 90-е годы местный рынок всколыхнуло появление интернет-агентств Expedia, Travelocity и Orbitz, работающих на базе GDS (например, Amadeus, Travelport, Sabre и др.) и ставших не только новой моделью организации туристического бизнеса, но и весомой альтернативой традиционным компаниям.

А уже сегодня, как полагает А. Фроммер, можно говорить о новой эпохе — эпохе поисковых систем. Они находят самые дешевые авиабилеты и просто направляют потребителей на сайты авиакомпаний и агентов для их приобретения. Таким образом, агрегаторы избавляют клиентов от переплаты, авиаперевозчиков же — от неоправданных затрат на рекламу.

Пока все эти баталии довольно далеки от России, однако и у нас многие достаточно продвинутые пользователи Интернета уже отказываются от услуг онлайновых агентств. Поэтому начиная с 2007 года наряду с традиционными операторами, в России стали развиваться интернет-ресурсы бронирования, также работающие с базой GDS — такие как Amargo, AnywayAnyday и др.

В прошлом году активную экспансию на российский рынок начали международные поисковики, в том числе Momondo, Skyscanner, Kayak. Уже сегодня эксперты говорят о положительной динамике роста популярности их ресурсов, но отмечают, что российский турист пока только знакомится с системой. 35% пользователей поисковика совершают переход на сайты партнеров с целью покупки авиабилета или бронирования отеля, и только 23% становятся постоянными пользователями ресурсов.

По словам эксперта компании Momondo Russia Плексея Кудрявцева, за 2010 год поисковики авиабилетов зарегистрировали 25 млн посещений пользователями из Рунета. От 30% до 40% пользователей впоследствии совершали переход непосредственно на сайты авиакомпаний и сайты систем онлайнового бронирования.

Явно просматривается тенденция к росту посещаемости и в 2011 году, чему, конечно же, будут активно способствовать многие факторы: и переход на электронные авиабилеты, и упрощение визового режима со многими странами, и дальнейшая «интернетизация» России, и стремление наших соотечественников к экономии.

Пока портрет целевой аудитории агрегаторов в России — это молодежь, чаще студенты и новаторы среднего возраста, жаждущие испробовать все новое первыми. Многие посещают ресурс не только с целью найти лучшие предложения на авиабилеты и гостиницы, но и пообщаться друг с другом, поделиться мнениями и рекомендациями в секции отзывов, оставляемых путешественниками со всего мира, почитать блоги — и с каждым днем их количество, равно как и процент пользователей из России, только увеличивается.

Львиная доля таких посетителей приходится на Москву и Санкт-Петербург — города, которые являются отправной точкой для большинства доступных международных рейсов для наших соотечественников. Тогда как в Европе и США подобными источниками поиска пользуется достаточно разноплановая публика, в том числе пожилые люди.

При всем при том в России понятие «туристическое онлайн-агентство» остается в представлении наших граждан лишь сайтом обычной туристической компании, а «поисковый агрегатор» — просто электронный каталог сайтов. И хотя многие россияне регулярно отправляются на местные курорты самостоятельно, самостоятельные все еще кажутся им чем-то опасным и малодоступным.

По результатам маркетингового исследования Profi Online Research, даже при наличии возможности самостоятельно покупать билеты и бронировать отели, что может удешевить стоимость отдыха, почти 20% респондентов затруднились ответить, станут ли они прибегать к этому способу.

Хотя уже 40% подумывают о том, чтобы самостоятельно организовывать свои путешествия. И лишь 13% отметили, что, отправляясь за границу, планируют и организовывают свой отдых сами. Немалая часть респондентов (28%) указали, что все-таки будут продолжать пользоваться услугами посредников.

Стоит отметить, что бронирование отелей через Интернет также набирает все большую популярность среди клиентов самых различных возрастных и социальных категорий. По данным компании PhoCusWright , которая является авторитетным источником по изучению взаимоотношений путешественников, поставщиков и посредников, в 2012 году треть всех бронирований гостиниц будет проводиться через Интернет.

Можно с уверенностью утверждать, что уже в этом году значительная часть клиентов туристических агентств отправится в Интернет, чтобы забронировать туруслуги самостоятельно.

© Российская Газета