
Сегодня глобальная доля российского туристического рынка составляет 2,6%. По мнению экспертов, отличительно особенностью рынка в целом являются двойные экономические стандарты. Так, во многих отраслях экономики успешно внедряются западные модели продуктов, но в тоже время у нас сохраняются остатки плановой экономики, оплата труда и технологии во многом ниже стандартов ЕС.
Компания PhoCusWright провела исследование рынка online travel России и Восточной Европы. Стоит отметить, что глава PhoCusWright Филип Вульф еще в марте этого года обозначил свой интерес к российскому рынку online travel, став членом совета директоров российской системы бронирования Oktogo.ru.
По мнению специалистов PhoCusWright, также на рынок плохо влияет монополия и консерватизм государства в транспортной сфере, визовые ограничения и недоверие россиян к использованию кредитных карт. К внутренним проблемам можно отнести некредитоспособность населения в регионах (наибольшая часть потенциальных путешественников сосредоточена в крупных городах) и большой процент населения предпенсионного и пенсионного возраста.
Политическая нестабильность в регионе – например, предполагаемая фальсификации выборов в России, также негативно влияет на развитие туристической отрасли. Тем не менее, по сравнению с другими странами, в России есть ряд положительных предпосылок для развития рынка online travel: сильное проникновение интернет, кризис на рынке пакетного туризма, более стабильная экономическая ситуация, чем, например, в Греции или Испании.
К положительным факторам исследователи PhoCusWright относят политическую изоляцию региона в прошлом, которая, по их мнению, стимулирует как желание россиян выезжать за рубеж, так и интерес к России со стороны иностранных туристов. В целом, по оценке PhoCusWright, прогноз развития ранка можно оценить как положительный. Исследователи говорят высоких темпах роста в ближайшем будущем.
Объем туристического рынка Восточной Европы в 2011 году составил $81,5 млрд., доля сегмента online travel составляет 7% или $5,7 млрд. Из направлений по-прежнему лидируют Египет, Турция, Китай и Финляндия, сильно возросло количество бронирований по Европе и России. В последующие несколько лет общий рост туристического рынка замедлится. Но, по прогнозам аналитиков, интернет-продажи вырастут на 27% и 26% соответственно. Российский туристический рынок составляет 60% от общего объема туристического рынка Восточной Европы и 38% от рынка online travel.
По мнению PhoCusWright, в России средний класс составляет 17% или 25 млн. человек, еще 10% -это растущий средний класс. 15 млн. семей имеют годовой доход 20 000 долларов США и выше. Всего выехать за границу могут себе позволить 7% населения.
Портрет путешественника: средний возраст 38 лет, высшее образование, занимает руководящие должности, хочет попробовать что-то новое, в среднем один отпуск за границу в год, в среднем всего две поезди в год, использует Интернет как огромный каталог товаров и услуг, хочет иметь смартфон.
Большая часть туристических поездок в России продается через туроператоров, около половины используют интернет для планирования путешествий, при этом покупают все равно в офлайне. Как прокомментировала Марина Колесник, эксперт Oktogo.ru: "Причиной является низкая кастомизация сервисов при высоких технологиях. Для неопытного пользователя пока трудно самому через онлайн сервис сконструировать себе путешествие. Нет возможности гибкого поиска или возможности поиска по неточным данным. По нашим данным, 50% бронирований требуют участия службы поддержки".
Еще одной причиной является низкий процент использования кредитных карт при оплате через интернет. В России 13 млн. активных кредитных карт (из 140 млн. человек). К 2013 году количество пользователей карт возрастет до 22 млн. человек. Каналы электронных платежей распределены следующим образом: 40% кредитных карт, 20% электронных денег, 40% денежные переводы, в том числе через специальные терминалы (QIWI).
Интернет-статистика
В России 40 млн. ежедневных пользователей Интернета. Интернет статистика говорит о том, что около 20 млн. россиян являются потенциальными онлайн путешественниками, 72% пользователей Интернета могут позволить себе путешествовать, 60% проникновения Интернета среди населения, в возрасте до 45 лет. Количество покупателей в Интернет увеличилось с 14% (2009 г.) до 60% (2011г.).
Это больше, чем в Центральной Европе, Испании, Италии и других странах ЕС. Менее оптимистичная картина с социальными медиа – в России они еще не бизнес-инструмент. Российские бизнесмены не доверяют социальным медиа. Поскольку их невозможно монетизировать, социальные медиа в России используется в основном для PR и поддержания отношений с клиентами.
Самой популярной сетью является Vkontakte, ей пользуются 54,2% от всех пользователей интернет, за ней следует "Мой круг" – 43,8%, Одноклассники – 38, 1%.Вэтой сети пользователи проводят больше всего времени 25 мин. в день на последнем месте Facebook – 24,7%. Доминирующей поисковой системой остается Яндекс 60%, у Google 26%.
Яндекс работает в тесном контакте с OTAs, но еще не готов запустить свой собственный сервис путешествий, хотя домен Yandex.travel уже зарегистрирован. Самым популярным метасечем является Skyscanner. При этом 25% трафика из России в Skyscanner приходит с мобильных устройств. Россия является третьим по величине рынком после Скандинавии и США для еще одного крупного поисковика билетов – компании Momondo.
Основной вывод, которые делают исследователи PhoCusWright относительно России – "динозавры до сих пор правят рынком". Состав участников российского рынка глобально не изменился с момента его зарождения. Правовая система носит ограничительный характер, и не поддерживает туристический бизнес.
Что касается инфраструктуры рынка, то исследователи PhoCusWright говорят о том, что на внутреннем рынке не хватает отелей, исключение составляют Москва и Санкт-Петербург. Рынок размещения неразвитый, у нас пока плохо приживаются инновационные интерпретации западных моделей аренды домов и квартир.
Существующий визовый режим существенно сдерживает как выездной так и въездной туризм. Как отмечает М.Колесник: "для примера, Франция принимает 80 млн. туристов в год, Испания 60 млн., Россия 2 млн. Если российские власти в ближайшее время не предпримут более активные усилия по изменению визовой политики, то значительные инвестиции во внутренний туризм будут окупаться значительно дольше, чем планировалось".
Не смотря на кризис традиционного рынка и значительный путешественников в online. Большинство туристов по-прежнему предпочитают пакетные туры, для них пока они более комфортны, чем самостоятельные путешествия, а тур операторы только начинают видеть преимущества выхода в Интернет. Поставщики, такие, как национальные авиакомпании, отели и туроператоры еще очень далеки от использования современных операционных и бизнес-практик.
За 2010 год рынок увеличился на 14%, а в 2011 году достиг $48 млрд., за следующие два года объем рынка составит $58 млрд. Россия представляет собой 60% от Восточно-Европейского туристического рынка и 38% online travel рынка, к 2013 году доли увеличатся до 63% и 50%.
По данным PhoCusWright, общий объем онлайн рынка $4,9 млн. В 2011г. на российском туристическом интернет рынке доли распределяются следующим образом – ОТА (онлайн травел агентства) 36%, прямые поставщики (авиакомпании, ЖД перевозчики и отели) 64%. Из них доля авиабилетов составляет 45%, отелей 25%, железнодорожный транспорт 14% и доля пакетных туров – 16%.
В денежном выражении OTAs – $1,8 млрд., увеличение по сравнению с 2010 годом составляет 89%, к концу 2012 года, по прогнозам аналитиков PhoCusWright, обороты вырастут на 54%, а к концу 2013 – еще на 42%. Авиаперевозки – $1,4 млрд., отели – $774 млрд., аренда машин – $4 млрд., ЖД – $442 млрд., продажи пакетов – $905 млрд. Интернет продажи к 2013 году составят $10.4 млрд., в online будет бронироваться каждое пятое путешествие.
40% онлайн игроков находятся в сегменте бронирования жилья. Российский рынок оказался достаточно сложным для мировых OTAs, локальные игроки доминируют на рынке, несмотря на доход, полученный от глобальных игроков. Эта тенденция будет сохраняться до конца этого года. OTAs продолжают ориентироваться на потребителей, для которых основным фактором является цена, при этом они не имеют четких привязанностей к определенному бренду.
Продолжит сохраняться рост небольших туристических агентств. Основными сегментами развития останутся продавцы авиабилетов и отелей. Сегменты железнодорожного транспорта, аренды машин и т. д. будут развиваться слабо. Ведущими компаниями на российском рынке названы Anywayanyday и Ozon.travel, как глобальные операторы, VIP Service и Agent.ru в сегменте авиабилетов, Oktogo.ru в сегменте бронирования отелей. На долю Booking.com приходится 60% всех онлайн бронирований в России.