Бизнес на терминалах по выдаче микрозаймов

Бизнес на терминалах по выдаче микрозаймов (кредитов)

Стремительно развивающийся бизнес микрофинансовых организаций (МФО) получил еще один стимул для развития: на рынке появились автоматизированные терминалы, которые делают это занятие ещё рентабельнее.

Позволяя отказаться от офисов и перевести процесс оформления займа на методы самообслуживания, они расширяют географию бизнеса существующих игроков и позволяют войти в него новым. Какое влияние инновационные терминалы окажут на развитие МФО, выяснял наш корреспондент.

В последнее время во всех российских городах появляется все больше микрофинансовых организаций, специализирующихся на выдаче населению под соответствующие проценты так называемых «займов до зарплаты». По всей России их уже зарегистрировано более 3,3 тысяч. Такое бурное развитие нового бизнеса стало возможным благодаря принятию в июле 2010 года федерального закона, и организации единого реестра МФО.

Заметим, что наиболее активный рост компаний, специализирующихся на микро-займах, наблюдался в последние два года. В текущем году эксперты отмечают некоторое замедление количественного роста, несмотря на огромные емкости рынка.

Специалисты объясняют резкий скачёк предыдущих лет стремлением крупных игроков занять свою долю открывшейся пустой ниши. Естественно, что их количество не бесконечно и сейчас желающие заработать на микро-займах населению, выискивают финансовые возможности для инвестиций. Появились даже слухи, что маленькие микрофинансовые организации, имеющие в запасе небольшой резерв денежных средств, могут покинуть рынок. Они не выдержат конкуренции больших компаний с обширной региональной сетью офисов обслуживания клиентов.

Тем интересней для мелких МФО становится предложение заменить дорогостоящие офисы небольшими автономными автоматизированными терминалами, с удалённым управлением посредством сети интернет. С их помощью владельцы бизнеса смогут резко снизить расходы на персонал и офисы.

Даже при небольших вложениях они будут в состоянии дотянуться до самых дальних населённых пунктов, расширив географию собственного бизнеса. Оформление займов для населения при этом будет происходить в режиме самообслуживания, под контролем единого call-центра.

Как рассказал один из разработчиков уникального оборудования Сергей Симонов, автоматизированный терминал обладает удобным пользовательским интерфейсом и оформление займа, или его погашение, занимает не более пяти минут. При этом соблюдаются все необходимые формальности, документы клиента тщательно проверяются на подлинность, а электронная подпись и отпечаток пальца гарантируют высокую клиентскую ответственность.

Наш терминал обеспечивает легкость выхода на рынок как организаций, которые только ищут свою нишу и клиента, так и компаний, которые находятся в поиске новых путей увеличения прибыли и расширения географии своего бизнеса, – рассказывает Сергей Симонов.

Дело в том, что наши терминалы позволяют экономить самый дорогой ресурс – время, обычно затрачиваемое на поиск помещения, подготовку офиса, ремонт, подбор и обучение персонала, закупку оргтехники, настройку сети.

Продолжительность оформления и обслуживания заявки так же минимальна – всего 5 минут, и деньги на руках у заемщика. Это означает, что терминал готов обслуживать гораздо больше клиентов в сутки, чем обычный офис. Важно и то, что заемщикам больше не приходится общаться с менеджерами, задающими вопросы, на которые не всегда «удобно» отвечать.

Как говорят разработчики – терминал не задает вопросы и надежно хранит все данные о клиентах. Конфиденциальность и информационная безопасность обеспечивается современными системами шифрования данных, а физическая безопасность – вандало-устойчивым корпусом, с самой современной начинкой.

Терминал содержит в себе сенсорный главный экран, устройство для сканирования отпечатков пальцев; устройство для электронной подписи, встроенную камеру для съемки заемщика, устройство для сканирования паспорта, позволяющее проверить все степени защиты, купюроприемник; диспенсер купюр, принтер для печати договора и термопринтер для чека.

«Но терминал – это всего лишь верхушка айсберга, – говорит Симонов. – Стержнем, обеспечивающим стабильность, скорость и качество обслуживания является программное обеспечение, которое позволяет нашим клиентам объединить единым информационным полем все терминалы и офисы обслуживания.

Кроме того – это мощный аналитический пакет, доступ к которому возможен не только с рабочих мест, но и в любом удобном месте. Со своего планшета, ноутбука и даже смартфона. Подробности работы нашего комплекса мы готовы обсуждать с партнерами со всего мира. Мы открыты к диалогу, у нас в запасе еще много абсолютно уникальных решений».

Эксперты подтверждают, что у микрофинансовых организаций появился огромный потенциал для дальнейшего развития. Рынок микрозаймов пока еще недостаточно развит и имеет много свободных ниш, а приход новых технологий оформления займа и ведения бизнеса даёт шанс успешно развить его в короткий период времени всем, кто на это отважится.

«По нашим оценкам, на российском рынке активно работает около 750 МФО, а объем рынка по итогам 2012 года года оценивается примерно в 50 млрд рублей и рост его ожидается до 100 млрд рублей в ближайшие годы, – комментирует аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.

В целом, этот сегмент кредитного рынка продолжает развиваться быстрее других за счет высокой доступности для всех слоев населения. Не секрет, что основными клиентами МФО становятся люди, от которых отказались банки – из-за вызывающей вопросы отчетности, испорченных кредитных историй, низкого или официально не подтвержденного дохода.

Другой тип клиентов – те, кому нужны совсем незначительные суммы, за которыми нет смысла идти в банк, а занять у друзей или знакомых не позволяет ситуация. Исходя из этого, можно сказать, что автоматизированные терминалы станут действительно очень важным нововведением на рынке МФО и сильно изменят нынешний подход к ведению этого бизнеса. Думаю, что вначале воспользоваться таким оборудованием смогут только самые крупные игроки рынка микрокредитования».

По мнению эксперта, если стоимость автоматизированных комплексов невысокая, то это позволит мелким компаниям приобретать их в массовом количестве. Постепенно они смогут привлечь достаточное количество денежных средств на активное внедрение сети таких аппаратов.

В то же время крупные компании, имеющие возможность создания разветвлённой сети терминалов и офисов обслуживания, не готовы к резкому захвату рынка – они пока решают вопросы высокой доли риска деятельности МФО. В любом случае, по мнению специалиста, пилотные проекты будут сначала тестироваться в крупных городах, прежде чем получат массовое распространение и сделают бизнес по выдаче микрозаймов населению еще более прибыльным.

Заметим, что микрофинансовые организации фактически предлагают единственный выход людям, не имеющим возможности рассчитывать на кредит в банке под более низкие проценты. Это значит, что они помогают людям, от которых банки фактически отвернулись, или живущих в небольших населённых пунктах, где нет банковских офисов.

Если учесть, что терминалы самообслуживания могут быть установлены в любом месте то, похоже, с началом их использования доходы микрофинансовых организаций вырастут, ведь количество вполне платёжеспособных граждан – огромно. По всей видимости, ближайшее время покажет, кто именно успеет первым воспользоваться новыми возможностями и преимуществами уникальных терминалов.