Зачем делегировать полномочия и как делать это правильно

Делегирование полномочий — обычная процедура в оперативном управлении бизнесом. Используется оно обычно, когда нужно поручить подчиненному решение определенных задач. Как передать полномочия грамотно, чтобы не пожалеть об этом.
Основные правила делегирования полномочий
Основные правила делегирования полномочий

Интуитивно большинство новичков-предпринимателей строят вертикальную модель управления бизнесом. То есть, ищут на ключевые должности к себе в компанию людей, схожих с ними по уровню компетенции и взглядам на жизнь – только чуть-чуть слабее.

Железный аргумент: «А вдруг подсидит, обманет, уведет бизнес? Я должен быть самым сильным волком в стае». Проблема в том, что ваши ключевые сотрудники поступают точно так же: находят себе в подчиненные людей слабее себя.

Получается неэффективная вертикаль: ваши решения, доходя до исполнителей, искажаются на 70–90%. И вы приходите к выводам: «нормальных работников нет» и «хочешь сделать хорошо – сделай сам».

Типичная картина: вот уже полгода вы зарабатываете по 100–150 тысяч в месяц. Вроде бы все нормально, но, на самом деле, вы не просто стоите на месте – вы упали в яму. Бизнес отбирает у вас все силы и время, а прибыль не растет.

Причина в том, что в любой компании помимо повседневных задач (выставить счет, доставить заказ и т. п.) необходимо решать задачи тактические (например, переход с клиентов–физических лиц на мелких оптовиков, настройка контекстной рекламы) и стратегические (внедрение нового направления, планирование на год, три, пять вперед).

Тратя 90% времени на рутину, откладывая глобальные вещи на потом, вы никак не можете перепрыгнуть из микробизнеса в малый бизнес. Чтобы сделать это, нужно делегировать текущие дела сотрудникам, а самому заняться тактикой и стратегией.

Возникает вопрос: как найти исполнителей, которым вы сможете доверять как себе самому? Прежде всего откажитесь от вертикального управления. Ищите на ключевые должности (коммерческий директор, руководитель продаж и т. п.) профессионалов выше себя и выстраивайте отношения с ними на равных, как с соратниками. Смело делегируете им полномочия. Это называется стратегией горизонтального управления.

Основные качества этих людей: они профессиональны (причем в своей узкой области сильнее, чем вы), самообучаемы, склонны брать новые вершины и у них системный подход к бизнесу.

Есть два основных подхода к делу среди бизнесменов: системный и творческий. Новички пытаются совмещать в себе обоих, но в реальности это невозможно.

Более того, если вы основали свой бизнес, скорее всего вы человек творческий. Такая личность обладает харизмой и креативностью, но заниматься каждый день одним и тем же ей скучно. У человека-системы с идеями обычно туго, зато он отлично умеет воспроизводить и улучшать процесс. Это прирожденный управленец.

Многие думают, что, для того чтобы построить системную работу компании, нужно самому стать системным. Это не так. Я, например, умею запускать бизнес-процессы, но не умею их поддерживать. Тем не менее, я совладелец довольно большой компании, которая очень быстро растет. Потому что рядом со мной – системный человек. Он нужен именно для того, чтобы ты мог создавать и развивать процессы, а этот человек – их поддерживать, управлять компанией.

Каждый должен заниматься своим делом

Заполучить действительно хорошего специалиста непросто. Вам нужны лояльные профессионалы. Чтобы их привлечь, платите им больше, чем другие, создавайте хорошие условия работы и покажите, что за вами – потенциал роста и большая цель, в достижение которой они смогут внести свой вклад.

Люди хотят работать осмысленно и знать, что их деятельность меняет жизнь к лучшему. Объясните, как они смогут добиться этого в вашей компании. Пример: «Мы занимаемся деревянным домостроением. Хотим, чтобы каждый человек мог позволить себе жить в качественном доме за умеренную цену. Это наша большая цель».

Еще несколько подсказок: отсмотрите минимум 20 кандидатов, прежде чем брать человека на ключевую должность. (Обращайтесь за помощью к хедхантерам). Приглашайте в компанию только тех, кто уже добился впечатляющих результатов в известной компании и именно в том сегменте, где он вам нужен.

Напоследок, пожалуй, главный совет: не бойтесь грязной работы, на первых порах беритесь за все. Так вы поймете, что получается лучше всего (например, поиск и привлечение клиентов, переговоры), и сможете на этом сосредоточиться, а другие функции делегировать соратникам.

Ориентиры: то, в чем вы сильнее всего, обычно приносит радость вам, позитивную обратную связь от окружающих и прибыль.

© Петр Осипов, Бизнес-молодость

Интересные статьи


У вас есть цель в жизни?

  • {$ item.name $} {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $} %
    {$ item.name $}

Комментарии ({$ added_comments.length + 0 $})

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.