Какова роль первой продажи и как ее совершить

Какова роль первой продажи и как ее совершить

Я глубоко убежден, что в любом бизнес-начинании должны присутствовать пять ролей. Идеально, если это будет пятеро друг другу приятных людей, которые смогут ужиться как минимум в течение ближайших пяти лет.

В том случае, если это подобие проекта Airbnb.com, они такие:

  • предприниматель – подбор команды, финансы, энергия и видение всего проекта, драйв; задачи – общение с инвесторами, отслеживание основных KPI;
  • PR, маркетинг, трафик, b2c – оздание трафика сайта и его продвижение;
  • сейл, переговоры, закупки, b2b – формирование базы квартир;
  • ИТ – развитие функционала и поддержка сайта;
  • операционист – модерация сайта, отслеживание выполнения заказов и решение различные операционных проблем.

Но умудриться собрать пятерых в одной комнате даже на небольшой промежуток времени – неделю или месяц – очень трудно. Почти все деятельные люди уже где-то работают и вовлечены в какие-либо проекты, которые они не могут просто так бросить ради какой-то пусть и перспективной, но все же пока сырой идеи. Нужны очень веские причины.

Я знаю всего два варианта, как это сделать:

  1. Выделить этих людей в проект за чьи-то деньги – т.е. привлечь инвестиции, арендовать офис и платить пятерым сотрудникам зарплату до тех пор, пока проект не начнет зарабатывать сам. К сожалению, это событие может и не наступить, а вы потратите много денег.
  2. Сделать очень быстро первые несколько продаж вашим клиентам. А после того, как продажи пойдут, развиваться либо «на свои», либо привлекать дополнительные средства для ускорения роста.

Мне очень не нравится первый вариант, поэтому я стараюсь идти вторым путем – начинать продажи максимально быстро. Первая продажа – это то самое чудо, которое укрепляет вашу команду и дает всем веру в проект. Если это чудо не происходит в течение месяца, то энтузиазм команды ослабевает и все расходятся по другим проектам. Собрать всех во второй раз будет намного сложнее.

Как осуществить первую продажу

Однажды я сделал проект, в котором прошел путь от идеи до первой продажи меньше чем за 12 часов. Как это было? Одна моя знакомая сказала, что она умеет наращивать ресницы и что у нее сейчас туго с клиентами. Это была суббота, 11:00. К 12:00 я уже купил домен, хостинг и развернул страничку на WordPress – потратил на все около 500 рублей.

К 13:00 я с ее помощью сделал одну страничку с красивым заголовком, картинкой и портфолио выполненных работ. Далее – запуск компании в Direct.Yandex, на что ушло еще 300 рублей. Около 16:00 поступил первый звонок от девушки, которая собиралась на вечеринку, и ей срочно нужно было нарастить ресницы. В 18:00 моя знакомая была уже у клиентки. В 21:00 она уже заработала 2 тыс. рублей и купила мне подарок в знак благодарности. Сейчас она без особых усилий выполняет один-два заказа в день и зарабатывает больше, чем многие ее подруги, сидящие в офисе.

Что показывает этот пример? Для начала нужно быть максимально простым и быстрым, я бы даже сказал – примитивным. Проблема многих умных людей в том, что они никогда бы так не поступили: долго бы думали, составляли ТЗ, что-то там еще, и в итоге так и не добились бы первой продажи.

Естественно, этот пункт более справедлив для eCommerce-проектов и менее – для технологичных стартапов. Но тем не менее на пути к первой продаже будет очень много препятствий и оговорок: «продукт еще не готов», «мы не готовы», «давай с понедельника», «это слишком примитивно». Однако либо вы все же сделаете это быстро и примитивно, либо проект, скорее всего, умрет. Нет никакого смысла составлять бизнес-планы, регистрировать ООО и печатать визитки до тех пор, пока вы не прошли эту стадию.