Необычные притчи и рассказы

Необычные притчи и рассказы

Эффект Форера

Дорогая читательница, дорогой читатель, это может быть удивительным, но я знаю вас лично. Я бы вас охарактеризовал так: «Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди вас любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо.

Хотя у вас есть некоторые личные слабости, но в целом вы способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьезные сомнения: правильное ли решение вы приняли, правильный ли поступок совершили.

Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми – не слишком мудро.

Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же – интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны». Ну как? вы узнали себя? По шкале от 0 (не соответствует) до 5 (идеально подходит), насколько хорошо я вас оценил?

В 1948 году психолог Бертрам Форер дал своим студентам прочитать одинаковый текст. Сам он составил его из фраз, заимствованных из гороскопов. Каждому студенту Форер сказал, что сделал это описание специально для него. Студенты оценивали свои характеристики в среднем на 4,3, то есть где-то 86% подтвердили точность выводов Форера. Впоследствии эксперимент проводился сотни раз практически с идентичными результатами.

Весьма вероятно, что и вы оценили этот текст на 4 или 5. Люди имеют тенденцию рассматривать описания личности, которые подходят многим другим, относительно самого себя как максимально точные. Эта тенденция в науке называется эффектом Форера (или эффектом Барнума). Эффект Форера объясняет, почему такие лженауки, как астрология, астротерапия, графология, биоритмика, хиромантия, гадание по картам таро или спиритизм продолжают процветать.

Волонтерские причуды

Фотограф Жак с понедельника по пятницу в разъездах. По поручениям модного журнала он курсирует между Миланом, Парижем и Нью-Йорком в бесконечных поисках самых красивых девушек и идеального освещения. В тех кругах он свой, ну и гонорар имеет соответствующий – он берет 500 евро в час. «Зарабатываю как корпоративный адвокат, – хвастает он перед другом. – А то, что у меня перед объективом, гораздо симпатичнее банкиров».

Жак ведет завидный образ жизни, однако в последнее время он стал задумчивее. Кажется, что между ним и модным сообществом пролегла какая-то тень. Эгоцентризм профессии стал вызывать отвращение. Иногда он лежит у себя на кровати, глядя в потолок, и тоскует по более осмысленной работе. Он хотел бы снова стать самоотверженным, сделать что-то для «улучшения мира», пусть самую малость.

И вот однажды раздается телефонный звонок. Это Патрик, его бывший школьный товарищ, сегодняшний президент местной организации по охране птиц. «В следующую субботу мы устраиваем ежегодный день скворечника. Мы ищем волонтеров, которые бы мастерили скворечники для особо редких видов птиц. Мы прикрепим их в лесу. Встречаемся в 8 утра. К полудню мы уже должны быть там».

Что должен ответить Жак, если ему действительно важно «улучшение мира»? Правильно, он должен отказаться. Причина проста: Жак зарабатывает 500 евро в час, а столяр – 50 евро. Поэтому было бы разумней дополнительный час поработать фотографом и нанять профессионального столяра, который за шесть часов смастерит скворечник в недоступном для Жака качестве. Разницу в 200 евро он мог бы жертвовать «птичьему союзу» (оставим налоги за скобками). Так он бы внес бóльшую лепту в «улучшение мира».

Однако более вероятно, что Жак решит сам немного побыть плотником. Экономисты называют этоvolunteer’s folly – причуды волонтера; явление, весьма распространенное в Германии, где каждый третий принимает активное участие в волонтерских работах. А споры сторонников и противников волонтерского движения меж тем продолжаются, главный аргумент в них таков: когда Жак сам мастерит скворечник вместо того, чтобы заплатить за него столяру, он (Жак) отнимает у столяра работу, а значит – по-прежнему никакого вклада в «улучшение мира».

Таким образом, мы вплотную приблизились к щекотливой теме альтруизма. Существует ли он вообще? Не связан ли добровольный труд с личной выгодой?

Так называемый «опрос добровольцев» немецкого федерального правительства однозначно показал: наиболее сильный мотив волонтеров – что-то вроде демократической потребности участвовать в общественной жизни. К этому прибавляется стремление к социальным контактам, развлечениям, новому опыту. Самоотверженность тут ни при чем, более того, каждый, кто чувствует хоть искру удовлетворения от добровольной работы, не может считаться настоящим альтруистом.

Итак, мы увидели, что, работая больше и отдавая часть денег, Жак мог бы оказать более действенную помощь. Добровольный труд станет осмысленным только тогда, когда он позволит применять профессиональные навыки. Например, если «птичий союз» планирует создать благотворительный фонд с фотографиями, которые может сделать только профессиональный фотограф, тогда Жак может либо сам сделать фото, либо, поработав час, отдать деньги союзу, который наймет на них модного фотографа.

Так считать ли Жака глупцом, если он вызовется работать столяром? Отнюдь. Из волонтерских причудсуществует исключение – действительно знаменитые личности. Если можно сфотографировать, как Боно, Кейт Уинслет или Марк Цукерберг мастерят скворечники, убирают пляжи, загрязненные нефтяными отходами, или помогают жертвам землетрясения, то помощь соответствующему делу будет за счет неоплачиваемой известности.

Жак должен критически взглянуть на себя: звезда ли он на самом деле или все-таки просто хвастун. То же самое в равной степени относится как ко мне, так и к вам: пока люди на улицах не начнут постоянно оборачиваться в вашу сторону, вам следует отклонять добровольный труд, а вместо него жертвовать деньги.

Интереснейшая загадка

В некотором государстве был такой обычай. Каждый преступник, осужденный на смерть, тянул перед казнью жребий, который давал ему надежду на спасение. В ящик опускали две бумажки: одну со словом «жизнь», другую со словом «смерть». Если осужденный вынимал первую бумажку, он получал помилование, если же имел несчастье вынуть бумажку со словом «смерть», приговор приводился в исполнение.

У одного человека, живущего в этой стране, были враги, которые оклеветали его и добились, чтобы суд приговорил несчастного к смертной казни. Мало того, враги не желали оставить невинно осужденному ни малейшей возможности спастись. В ночь перед казнью они вытащили из ящика бумажку со словом «жизнь» и заменили ее бумажкой со словом «смерть». Значит, какую бы бумажку ни вытянул осужденный, он не мог избегнуть смерти.

Так думали его враги. Но у него были друзья, которым стали известны козни врагов. Они успели предупредить осужденного, что в ящике оба жребия имеют надпись «смерть». Друзья убеждали несчастного открыть перед судьями преступный подлог его врагов и настаивать на осмотре ящика с жребиями.

Но, к их изумлению, осужденный просил друзей хранить проделку врагов в строжайшей тайне и уверял, что тогда он будет наверняка спасен. Друзья приняли его за сумасшедшего… На утро осужденный, ничего не сказав судьям о заговоре своих врагов, тянул жребий и – был отпущен на свободу!

Как же ему удалось так благополучно выйти из, казалось бы, безнадежного положения?

Вытаскивая жребий, осужденный поступил так: вынул одну бумажку из ящика и, никому не показывая, улыбаясь съел ее. Судьи, желая установить, что было написано на уничтоженной бумажке, извлекли из ящика оставшуюся бумажку со словом «смерть». Следовательно, – рассуждали судьи, – на съеденной бумажке было написано «жизнь» (они ведь ничего не знали о заговоре). Готовя невинно осужденному верную гибель, враги обеспечили ему спасение.

Легенда о ценности отношений

Если вам нужен пример, сколь могущественны могут быть связи и насколько они способны помочь сделать настоящий прорыв при небольших усилиях, эта легенда для вас.

Давным-давно один человек гулял по пляжу и увидел вдалеке маленькую девочку. Наклоняясь, она поднимала что-то с песка, а потом бросала это в океан, улыбаясь и повторяя все снова.

Приблизившись, человек спросил ее:

– Что ты делаешь, маленькая девочка?

– Я спасаю эту морскую звезду, которую волны выносят на берег, — ответила она, поднимая морскую звезду и бросая ее обратно в океан.

– Но маленькая девочка, — воскликнул человек, — на одном только этом пляже сотни выброшенных на берег морских звезд. А в мире тысячи таких пляжей. Ты ни на что не повлияешь, спасая одну морскую звезду!

Маленькая девочка улыбнулась, наклонилась, подняла морскую звезду и бросила ее в океан.

– Я повлияю на судьбу этой морской звезды, — ответила она.

У этой истории замечательная мораль: любое действие, как бы ничтожно оно ни было, имеет значение.

Какая на удивление депрессивная мораль. Эта хитрая история — на самом деле коварный заговор наших тайных повелителей, которые хотят, чтобы мы были довольны своей убогой жизнью. «Я повлияю на судьбу этой морской звезды…» Как же! Маленькая девочка, позволь представить тебе необыкновенную силу отношений.

Давайте попробуем снова. Давным-давно один человек гулял вдоль моря. Вдалеке он увидел тысячу человек, которые прочесывали пляж.

Он приблизился к маленькой девочке и спросил:

– Что вы делаете — ты и эти люди?

– Мы ищем выброшенные на берег морские звезды, чтобы спасти их, — объяснила девочка.

– Но здесь нет никаких морских звезд, — сказал человек.

– Значит, мы спасли всех. Здесь наша работа завершена, — ответила маленькая девочка.

Она позвала остальных. Тысяча человек заполнили автобусы и начали отъезжать.

Когда первый автобус выехал со стоянки, человек увидел у него на боку яркий цветной логотип: «Служба спасения морских звезд Маленькой Девочки™… более миллиарда спасенных морских звезд».

Маленькая девочка из второй истории поняла, что великие свершения возможны, когда у тебя есть множество крепких связей. Узнав о проблеме морских звезд, она немедленно позвонила десяти своим лучшим друзьям. Те расклеили плакаты рядом со своими школами и устроили официальное мероприятие под названием «Спасти морскую звезду». Осознав, что нужно больше неравнодушных людей, девочка позвонила на местное телевидение. Три месяца спустя ее PR-кампания приобрела национальный масштаб. Когда тысяча человек объединили свои усилия, им удалось добиться реального результата.

Человек пошел прочь, думая о том, что маленькая девочка сделала в мире больше хорошего, чем он, тридцатипятилетний страховой консультант. Он посмотрел вниз и увидел краба, которого занесло в ямку, вымытую в песке волной, — ему нужна была помощь. Человек повернулся и побежал к отъезжающим автобусам:

– Подождите! Угадайте, что мы можем сделать все вместе…