
Эндрю Монталенти, технический директор и один из основателей аналитического сервиса для онлайн-издателей, три года внимательно наблюдал за стартапами, прекратившими свое существование, и обнаружил ряд закономерностей, ведущих к гибели новых компаний.
Как утверждал еще в 2007 году другой специалист по интернет-развитию Пол Грэм: «Стартапы умирают из-за отсутствия денег или критического отношения основателя. Иногда присутствуют обе причины. Но самая серьезная причина гибели проектов – деморализация их создателей». Ему же принадлежат слова: «Когда вы решили запустить стартап, не нужно поступать в аспирантуру и одновременно начинать другие проекты. Такое рассредоточение фатально для стартапов».
Сотрудничество сродни созданию семьи
Смысл очевиден: если вы решаете совместно с кем-либо запустить стартап, партнер должен быть максимально близким вам в профессиональном плане. Ваше взаимопонимание, общая мотивированность, способность совместно исправлять ошибки – обязательное условие успеха. Если этого нет, даже самая гениальная идея будет обречена на провал.
Без финансирования нет будущего
Если вы отдаете себе отчет в том, что не сможете работать без внешних инвестиций, лучше не начинать дело. Мысли о том, что без посторонних вложений ваш проект не имеет шансов на жизнь, могут погубить любой проект.
Стартап – дело всей жизни
Начиная развивать компанию, вы должны относиться к своему проекту, как к делу, которым будете заниматься долгие годы. Не исключено, что вы сумеете добиться ощутимых результатов уже в первые три года, удачно сформировав команду. Возможно, ваш бизнес станет быстрорастущим, а, может быть, попадет в сложное положение. Что бы ни произошло, стартап – ваша компания. Только при таком видении компания получит шансы на жизнь.
Если вы будете рассматриваете проект только как ступень карьерной лестницы, через пару лет вас может посетить мысль, что вы зря тратите силы и время, тормозите свое профессиональное развитие из-за не очень удачного начинания. Скорее всего, именно так в итоге так и получится. Если вы сами не верите в свою идею, она будет провальной.
Отказ от перемен
Вы должны хранить верность миссии проекта, но, в то же время, будьте готовы к внесению изменений и дополнений, переосмыслению. По сути, основатель стартапа, – ученый-экономист.
Стартап – всегда эксперимент, вы должны будете перебрать много идей, пока сможете склониться к одному варианту. Но и он может изменяться.
Стремительный рост
Чем ощутимее будет в вашей компании чувство собственной значимости, тем больше вы будете тратить и медленнее продвигаться вперед. Принимая нового сотрудника, думайте о затратах, моральных в том числе, а не только о работе, которую вы сможете ему поручить когда-нибудь потом.
Самая конкретная рекомендация по выживанию – будьте настойчивы. В помощь начинающим можем предложить короткий список нужных и лишних вещей при запуске стартапа.
Стартапу для нормального развития обязательно нужны:
- Светлый офис.
- Окна, которые можно открыть
- Музыкальная система
- Беспрепятственный доступ в интернет
- Видеоигры
- Кофеварка
- Удобно расположенная остановка общественного транспорта
- Близость к скверу или парку
- Медицинская страховка
- Личное взаимодействие
- Gmail и Google docs
- Приятное освещение
Стартапам совсем не обязательны:
- Дорогие картины на стенах
- Жесткий график отпусков
- PR-фирма
- Дресс-код
- Кабинеты
- Исполнительный директор
- Визитные карточки для сотрудников
- Обеды, оплаченные фирмой
- Швейцар
- Слишком строгий распорядок дня
- Ковры
Конечно, эти списки рассчитаны на ваше чувство юмора, но все-таки…
Типы стартаперов
Всех стартаперов можно разделить на два основных типа - сытые и голодные. Сытые не начинают бизнес, пока не найдут инвестиции, голодные готовы запускаться практически с нуля.
Оба типа на старте имеют одинаково много шансов на провал, перспективы развиться, впрочем, у них тоже одинаковые. Из 100 стартапов только 1 выстреливает. Чтобы понять причины провалов, посмотрим на них, отбросив иллюзии.
Причина гибели «сытых»
Дело предпринимателя - бизнес, а не выступления перед инвесторами с презентациями. Поиск инвестиций занимает слишком много времени.
Получив инвестиции, авторы проекта считают себя победителями, а это гибельное заблуждение. Распространенная ошибка стартаперов – стремление раскрутить продукт как можно быстрее. Многим кажется, что дальше все будет происходить само собой. Средства вкладываются не в улучшение продукта, а в PR, бесконечные презентации, приятное общение с представителями прессы и маркетинг.
Формирование штата сотрудников «на вырост». При первых же ощутимых успехах стартапер нанимает специалистов, которые могут понадобиться в перспективе, при этом не очень заботясь о профессиональном уровне новых сотрудников.
Это похоже на девушку, которая планирует познакомиться с хорошим человеком, выйти за него замуж, родить чудесного ребенка, воспитать его и отправить учиться в лучший университет, чтобы он потом получил Нобелевскую премию. Репетитора для будущего лауреата, конечно же, нужно нанять уже сегодня.
Еще один вариант этой проблемы - собирание «суперзвезд». Забуксовав на каком-то этапе, стартапер решает привлечь звезд «для рывка». Когда количество звезд превышает число работающих, обязательно происходит крах. Часто для краха бывает достаточно и одной звезды.
Что мешает выжить «голодным»
«Голодный» стартапер приступает к проекту, исполненный страха, веры и отчаянной решимости. Чем дольше не будет выручки, тем большим будет страх, а вера и решимость будут испаряться.
Автор стартапа прибегает к популярным методам мотивирования свой команды в виде «конфет» в счет будущих заслуг, и тратит на это средства, которые должны предназначаться на продвижение продукта.
Стартапер вынужден расходовать свое драгоценное время на составление бухгалтерских отчетов, уборку офиса, помощь программисту или верстальщику. Все члены молодой команды занимаются всем и сразу, вместо того, чтобы заниматься своими профессиональными обязанностями.
Постоянное безденежье, неожиданные остановки из-за непрофессионализма, непрерывная борьба за выживание приводят всех к стрессу и тягостной атмосфере в коллективе.
Убить стартапера в себе
Как же некоторым удается выжить? выживают те, кто не знает о стартапах ничего или знает о них много. Стартапов не существует – это веяние времени, к счастью, в прошлом. Миф о стартап-чудесах благополучно рухнул, благополучно погребя 99 из каждой сотни мечтателей.
Не бывает чудесных бизнесов-самобранок, способных легко превратить смышленого бизнесмена в миллионера в максимально сжатые сроки. Мираж рассеялся – собственный остров в океане, прекрасный Ламборждини и многое другое придется зарабатывать долго и упорно. Сначала будут маленькие удачи, потом побольше. Зато всегда будет напряжение в ущерб собственному здоровью, забытые друзья детства и новые друзья-предатели. Через все это приходится пройти каждому, кто добился большого успеха.
Если вы и в самом деле мечтаете о собственной яхте, она рано или поздно обязательно появится. Принесет ли она счастье? Вряд ли. Пройдя дорогой большого бизнеса, вы изменитесь настолько, что и не вспомните о своих теперешних мечтах. А яхта, перестав быть мечтой, станет только яхтой.
Залог успеха каждого проекта, как это ни банально звучит, - в ежедневном извлечении прибыли. Без постоянной выручки и «сытые» и «голодные» не преуспеют. А чтобы начать зарабатывать, даже самых чудесных идей и самой драйвовой команды мало. Придется заниматься ежедневной рутинной работой.
Теми самыми мелочами, которые так хочется отложить на потом, но которые могут похоронить самую блестящую задумку. Из-за багов в коде, небрежной верстки или неграмотных текстов может разрушиться мечта о счастливом будущем. Будьте внимательны к мелочам, и вы удвоите свои шансы на успех. Два процента все-таки лучше, чем один!
© Старецкая Елена, BBF.RU