10 вещей, которых стоит избегать во время публичных выступлений

10 вещей, которых стоит избегать во время публичных выступлений

Ораторское мастерство не дается нам от рождения – ему приходится учиться. Причем и тем, кто по долгу службы выступает перед большими аудиториями, как, например, преподавателям или политикам, так и тем, чье красноречие направлено на небольшую группу слушателей, к примеру на редакционной летучке или собрании небольшого отдела. Специалисты в области коммуникативных технологий составили перечень ошибок, которые чаще всего допускают начинающие докладчики. Берем на заметку.

1. Несоответствие слов и настроения

Вы волнуетесь, не знаете, как аудитория встретит вас, удастся ли установить контакт… Руки холодные, голос дрожит, лицо сковано гримасой… А голос, предательски осипший, между тем выдает: «Добрый день, я счастлив, что мы здесь сегодня собрались!». Противоречие между словами и тем, что сигнализирует публике ваше тело, налицо.

Вряд ли слушатели проникнутся к вам симпатией и настроятся на внимательное восприятие. Скорее неприязненно подумают: «Что-то не верится… У счастливых людей не бывает такого затравленного вида…И чего он так боится?». Но самое неприятное, что и ваше дальнейшее выступление будет проходить не в обстановке взаимного доверия и заинтересованности…

Студенты, к примеру, которых нельзя назвать лояльной публикой, могут и поразвлечься, нагнетая неприязненную атмосферу репликами и смешками и наблюдая, как вы семимильными шагами приближаетесь к провалу. Чтобы этого не случилось, выходите к аудитории в спокойном, уравновешенном состоянии. О том, что вы рады встрече, должны сигнализировать выражение лица, глаза, и ваш импульс должен передаться присутствующим. Если еще не получается полностью избавиться от страха и контролировать свой настрой, лучше сразу честно признаться: «Сегодня особый день, и я волнуюсь…». Поверьте, как только вы признаетесь в этом, вам тут же станет легче и волнение улетучится.

2. Неуместные оправдания

Позиция оправдывающегося всегда уязвима. Поэтому не стоит начинать речь с оправданий: «Я волнуюсь, потому что редко выступаю перед публикой» или «Боюсь показаться скучным, так что не обессудьте»…Публике все равно, опытный вы оратор или начинающий, хорошо вы подготовлены или «плаваете» в теме. Слушателям важно получить от вас то, ради чего они собрались, и ваши вышеописанные признания не вызовут у них отклика, не настроят на сочувственный лад. Наоборот, многие подумают: «Если он плохо подготовился или не владеет собой, зачем отнимает у нас время?».

Поэтому не вздумайте оправдываться и не зацикливайтесь на своем эмоциональном состоянии. Ваша задача – донести до аудитории определенную идею или учебный материал. Значит, вы должны думать не о себе и своих чувствах, а о публике: привлечь ее внимание, поддерживать интерес к выступлению, дать ей то, что она хочет от вас получить. Стоит переключиться со своих ощущений на тему лекции, и вскоре вы заметите, что страхи ушли, тело расслабилось, голос окреп, а слушатели ловят каждое ваше слово.

3. Ненужные извинения

Очень часто неопытные ораторы, чувствуя себя не в своей тарелке, начинают извиняться: «Прошу простить меня за тихий голос – я простужен и не могу громко разговаривать (за слишком длинный или короткий доклад, за маленькие таблицы, которые плохо видны с задних рядов, за недостаточное освещение и т. д.). Но эти извинения совершенно излишни, потому что ничего не меняют в ситуации, наоборот, могут еще более усугубить ваше нервно-неуверенное состояние.

Вы гораздо больше себе поможете, если скажете в шутливо-доверительном тоне: «Друзья (или господа – как вам больше нравится), поскольку графики и диаграммы набраны совершенно не доступным для глаза шрифтом, в чем я только что впервые убедился, попрошу вас пересесть в первые ряды – и вам удастся хорошо рассмотреть не только цифры и кривые роста показателей, но и вашего покорного слугу, то есть меня).

4. Неконтролируемая мимика

Человеку, который пытается справиться с нервозностью, трудно контролировать свою мимику. А надо бы! Собравшиеся не должны знать о том, что вы боитесь выступать. Первое, что нужно запомнить, – на глазах публика останавливает свой взгляд в 10-15 раз больше, чем на остальных частях лица. Значит, концентрируемся на дыхании, успокаиваемся и перестаем испуганно таращиться. Наш взгляд должен излучать жизнерадостность и дружелюбие. Затем анализируем, что там у нас с бровями. Психологи считают, что высоко поднятые брови сигнализируют о неуверенности и некомпетентности. Расслабили мышцы лица, опустили брови и уверенно, спокойно начали доклад.

Кстати, очень полезно проговаривать свои тексты перед зеркалом, а еще лучше – на видеокамеру. Сразу увидите, в чем ваши ошибки.

5. Неправильные фразы

Старайтесь не употреблять отрицательную частицу «не». Почему? Дело в том, что наш мозг в первую очередь воспринимает отдельные слова, а затем уже все предложение в целом. Между тем отрицательную частицу воспринимает позже остальных слов или же вообще пропускает ее мимо внимания. И посмотрите, что получается. Вы скажете: «…это не принесет убытки» или «…это не хорошо», а аудитория услышит: «…это принесет убытки» или «…это хорошо»…

И помните: вы должны слушателей позитивный настрой. Поэтому употребляйте позитивные слова: вместо «это не плохо» скажите «это хорошо» и далее в таком же ключе.

6. Монотонность

Скучная монотонная речь, без модуляций, способна усыпить не хуже снотворного. Все предложения сливаются в одно, и вот уже слушатели начинаю зевать и почти впадают в полусонное состояние.

Чтобы такого не случилось, ваша речь должна быть искусно построенной: меняйте громкость, тембр и скорость речи. Если хотите усилить интерес к излагаемому, нужно понизить тон и говорить медленнее. Если важно подчеркнуть значимость сказанного, говорите громче. Во всяком случае так ведет себя человек, неравнодушный к аудитории и своему предмету. Тем самым он завоевывает симпатию и активный интерес у слушателей.

7. Без пауз

Начинающие ораторы обычно боятся и избегают пауз, если же приходится сделать остановку, изрекают бессмысленное «ээээ» или другие блеющие звуки. Таким докладчикам придется еще долго трудиться, чтобы понять значение паузы и овладеть ею как приемом, активизирующим восприятие речи.

А мэтры красноречия с блеском используют паузу для того, чтобы установить визуальный контакт и добиться экспрессивности монолога. А слушателям такая своеобразная передышка необходима для того, чтобы осмыслить услышанное.

8. Наукообразие

Оно же – занудство. Некоторых лекторов, которые стремятся говорить «по-научному», просто невозможно слушать. Их заумные словесные конструкции способны разве что ввести в гипнотическое состояние полусна-полуяви. Понятно, что о сложных вещах невозможно говорить, не употребляя термины и научные понятия. Но ведь ваше выступление должно быть не только информативным, но и увлекательным!

Только при таком условии самые сложные вещи станут понятны. Так что даже если вы говорите о молекулярном строении бог знает чего, разбавьте свой монолог шутками, отступлениями от темы, интересными историями. Благодаря переключению мозги ваших слушателей будут минутку отдыхать, а затем лучше соображать. И, кстати, о шутках. Если вам удается время от времени вызывать у публики смех, это только улучшает восприятие самой сложной информации.

9. Всезнайство

Хуже зануды может быть только всезнайка – напыщенный и самоуверенный оратор. Аудитория чувствует его пренебрежительное к себе отношение, и в результате взаимодействие не достигается. Чтобы сбить спесь с такого лектора, некоторые особо ушлые шутники часто задают провокационные вопросы, пытаются поставить в неудобное положение, едва ли не открыто высмеять.

Запомните: какими бы учеными званиями вы не обладали, в аудитории всегда найдутся люди ничем не глупее вас, к тому же прекрасно осведомленные в смежных направлениях. Так что не бойтесь признаться в том, что вы чего-то не знаете – вы же не компьютер в конце концов! И умейте выделить и отметить тех, кто обладает новой информацией. Этим вы не только вызовете симпатию к себе, но и внесете оживление в лекцию.

10. Суетливость

Суетливые движения, так же как и неконтролируемая мимика, выдают беспокойство и неуверенность оратора. Если вы мечетесь от стенки к стенке, лихорадочно щелкаете шариковой ручкой, теребите обручальное кольцо, это значит, что вы боитесь аудитории, не уверены в себе и подсознательно стремитесь сбежать отсюда. К тому же ваше беспрерывное хождение отвлекает слушателей от темы выступления.

Так что возьмите себя в руки и прекратите суетливую беготню, а также контролируйте все остальные бессознательные действия. Конечно, спрятаться за кафедрой и высунуться оттуда только в конце действа – тоже не выход. Станьте так, чтобы вас было хорошо всем видно, или сядьте – все зависит от того, какие у вас отношения с аудиторией. И время от времени перемещайтесь, но осознанно: каждая смены позиции должна обозначать окончание какой-то части вашего доклада и начало новой. Благодаря этому слушателям будет легче ориентироваться в структуре излагаемой темы.