Кто эффективнее: бизнесмен или бизнес-леди

К женщинам в бизнесе все еще относятся с предубеждением, считается, что рано или поздно сыграют гендерные особенности и бизнес-леди вернется к детям и на кухню. Также существует деление на женские и мужские виды бизнеса. Как разобраться в этом вопросе?
Женщины против мужчин
Женщины против мужчин

Слово «бизнес-леди» вошло в наш обиход намного позже, нежели «бизнесмен». Причем еще не так давно «бизнесмен» произносилось с неодобрительными интонациями, так как подразумевалось, что в душе бизнесмена нет ничего святого и ради прибыли он готов продать собственную душу.

В современном обществе к бизнесменам относятся уважительно, поскольку все понимают, что это деловые люди, которым приходится много работать, чтобы их предприятие развивалось и приносило прибыль.

Бытует мнение, что женщине намного труднее стать успешной в бизнесе, чем мужчине, потому что раньше или позже она станет женой и мамой. И бизнес, и семья требуют полной отдачи, и когда-нибудь ей таки придется сделать выбор, который, скорее всего, будет в пользу семьи.

Еще одно расхожее мнение, почему из женщины не получится хороший предприниматель, – женщины слишком чувствительны, взбалмошны, эмоциональны и непредсказуемы. И вообще все «блондинки». Очевидно, корни подобного мнения – из давних времен, когда считалось, что «у бабы волос долог, а ум короток», или «хоть на голове густо, а в голове пусто».

Но несмотря на такое предвзятое мнение женщины переломили сложившийся стереотип и доказали на практике, что их деловые способности ничуть не хуже мужских. Как говорил французский писатель Анри де Ренье, «Женщины способны на все, а мужчины – на все остальное».

Тем не менее, мужчины и женщины от природы обладают разными качествами, которые одинаково важны в бизнесе.

Мужчины:

  • имеют развитое рациональное мышление, и их действиями руководит логика;
  • в сложных ситуациях быстро принимают верное решение;
  • хорошие аналитики, просчитывают риски и готовы к ним;
  • жестки, хладнокровны и расчетливы;
  • быстро приспосабливаются к техническому прогрессу.

Женщины:

  • преимущественно руководствуются чувствами;
  • у них хорошо развита интуиция;
  • обладают более широким взглядом на вещи, нежели мужчины;
  • имеют хорошо развитую зрительную память;
  • способны одновременно делать несколько дел;
  • более общительны, гибки и дипломатичны, чем мужчины.

Кстати, согласно статистике, чем больше за рулем автомобилей женщин, тем цивилизованнее ситуация на дорогах. Более того, экономика отличается меньшей коррумпированностью там, где в бизнесе больше женщин.

Однако грамотно используя преимущества мужчин и женщин в управлении бизнесом – мужскую логику в сочетании с женской интуицией, например в семейном бизнесе, можно добиться высоких результатов.

Мужские и женские виды бизнеса

Согласно социологическим опросам, почти половина россиян считают, что существует негласное деление видов бизнеса на женские и мужские. Остальные же опрошенные полагают, что подобное деление по гендерному признаку неуместно. Примечательно, что к таковым относятся люди, имеющие высшее образование и хорошо обеспеченные материально. Они утверждают, что количество женщин, занимающих руководящие должности, неуклонно растет. Причем такие утверждения больше характерны для людей в возрасте от 30 до 40 лет.

Какой бизнес предпочитают вести мужчины?

Довольно часто это бизнес, основанный на мужских увлечениях или хобби: компьютеры, спорт, машины, охота, рыбалка и т. п. Привычнее видеть мужчину, продающего автомобили, открывающего спортивный комплекс, ремонтирующего компьютеры и пр., нежели женщину. К подобным занятиям мужчины имеют страсть с самого детства. Конечно, есть и женщины, которым не чужды такие увлечения, но их не так много. К тому же клиенты, интересуясь, например, тонкостями оружейного дела, скорее предпочтут обратиться за консультацией к мужчине, нежели к женщине.

Строительство – также мужской вид бизнеса. Владельцами строительных предприятий, супермаркетов по продаже стройматериалов и оборудования, проектных компаний обычно являются мужчины.

Также почти невозможно найти женщину в бизнес-сферах, где нужно проявить жесткость – например при сокращении штатов, принять быстрое решение, заключить сделку, сопряженную с большим риском. Многие женщины предпочтут пожертвовать интересами предприятия, нежели решатся оставить без работы большое количество людей. Женщины чаще, чем мужчины, советуются с подчиненными, они не склонны давить своими решениями, их приказы мягче.

Деловые мужчины могут позволить себе уйти в работу настолько, что в деловых интересах нередко забывают и о семье, и о собственном здоровье. Женщины же в своем большинстве никогда не забывают о семье и детях.

Поэтому крупнейшими компаниями мира, в частности связанными с ІТ-технологиями, нефтегазовой отраслью, как правило, управляют мужчины.

Какие занятия предпочитают женщины?

Традиционно первое место занимают сферы деятельности, связанные с работой с детьми, воспитанием, обучением, – это организация частных школ, курсов изучения иностранных языков и бюро переводов, детских садов, преподавание, репетиторство.

Индустрия красоты – еще одна популярная сфера приложения способностей бизнес-леди. Косметические и спа-салоны, парикмахерские, фитнес-центры – их прерогатива.

Женщины – хорошие психологи с развитым чувством интуиции, благодаря чему они находят себя в бизнесе, связанном с подбором персонала. Они успешно руководят кадровыми агентствами, клиринговыми компаниями, проявляя терпение и интуицию в отношениях с людьми.

Немало женщин строят свой бизнес, занимаясь дизайном одежды, интерьера или ландшафтным дизайном, оформлением свадеб и праздников, оказанием услуг стилистов-имиджмейкеров. Они успешно работают в сферах, связанных с продажей одежды: владеют бутиками по продаже модной одежды, обуви и аксессуаров, оказывают услуги шопперов и байеров. И еще одна сфера деятельности, где женщины преуспевают, связана с рукоделием, в частности шитьем и вязанием.

Бизнес-леди и стереотипы

Существует предвзятое мнение, что у бизнес-леди обязательно должен быть стервозный характер. Оно несправедливо и сформировалось, скорее всего, неудачниками обеих полов, неспособными брать на себя ответственность и принимать важные решения. Нередко женщину, занимающуюся бизнесом, не воспринимают серьезным деловым партнером, пока она не докажет это на деле. В то время как мужчине доверяют априори.

Порой невозможно переубедить и тех, кто не верит, что женщина способна получить определенные материальные блага самостоятельно, без помощи поклонников, даже если она имеет три образования и работает без выходных. Дорогой автомобиль у мужчины предполагает, что его бизнес успешен. Такой же автомобиль у женщины воспринимается, как чей-то подарок.

Еще один стереотип – женщина, имеющая успешный бизнес, одинока и несчастлива в личной жизни, она либо еще не замужем, либо уже разведена. Подобные стереотипы усложняют жизнь женщин в бизнесе и требуют от них психологической стойкости.

Кроме того, в отличие от бизнесмена, которому иногда позволительно быть слегка небрежным, бизнес-леди не может себе этого позволить. Ей необходимо владеть навыком «золотой середины»: не выглядеть «синим чулком» или «серой молью» и в то же время не напоминать своим внешним видом топ-модель на подиуме.

Итак, идеального образа бизнесменов, как мужчин, так и женщин, не существует. Многими чертами характера, определяющими успешность бизнеса, в равной степени обладают и те, и другие, поэтому она не зависит от гендерной принадлежности. Главное, чтобы бизнесмен или бизнес-леди обладали деловыми качествами, профессионализмом, интеллектом, харизмой, имели финансовые возможности. И, конечно же, крепкое здоровье, ведь успешная карьера предполагает большие психофизические нагрузки.

Мы подготовили специально для вас интересный тест «Можете ли вы быть деловой женщиной?», а мужчины могут пройти тест на предпринимательские способности.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

Ещё много интересного