10 лучших философских фильмов, которые стоит посмотреть каждому

10 лучших философских фильмов, которые стоит посмотреть

Как мы знаем, важнейшим искусством для нас является кино. А задумывался ли кто-нибудь о том, как создаётся то или иное кино? Имеется в виду не особенности современных кинотехнологий, не способы создания компьютерной графики или новейших спецэффекты – они являются только внешней стороной фильма, ширмой, которая прикрывает или украшает саму идею и глубинный смысл фильма…

Наш мозг — как система национальных автострад. Проще ехать от одного хорошо известного места до другого, но вот те, что между ними — как бы в стороне. Они существуют, но большинство просто пролетает мимо.

1. Эйфория

КиноПоиск: 6,5

  • 2006, Россия
  • Режиссер: Иван Вырыпаев
  • В ролях: Полина Агуреева, Максим Ушаков, Михаил Окунев, Ярославна Серова, Виталий Романюк, Вячеслав Кокорин, Зоя Задорожная, Максим Литовченко, Мадлен Джабраилова, Евгения Дмитриева

Жанр этого фильма более всего подходит под определение постмодернистская драма. Юношу и девушку любовь настигает в неподходящий период жизни, и разыгрывается драма. Вера живет с мужем и дочкой в маленьком домике на Кубани, и жизнь ее безрадостна. На деревенской свадьбе она встречается с Павлом – любовь с первого взгляда накрывает пару с головой. Павел не может справиться с чувством и приходит к Вере, но она прохладно встречает его. Однако молодой человек предпринимает еще одну попытку. Так начинается история любви по-русски.

Почему стоит посмотреть?

Традиционный любовный треугольник: мужчина, женщина и ее муж. История с уготованным трагическим финалом. Но интересно не только развитие любовного сюжета – заслуживает особого внимания изображение жизни в провинции, простые и страстные взаимоотношения жителей, костюмы героев, немногочисленные диалоги. Ближе к финалу Вера и Павел облачаются в белые одежды, а после и вовсе обнажаются, как Адам и Ева. Эта нагота как символ возрождения к новой жизни, а может быть, это дорога к новому греху. Воспринимать окружающее как райские кущи среди выжженных степей мешает гроза и напряженно гудящие провода.

2. Фонтан

КиноПоиск: 7,5

  • 2006, США, Канада
  • Режиссер: Даррен Аронофски
  • В ролях: Хью Джекман, Рейчел Вайс, Эллен Бёрстин, Марк Марголис, Стивен МакХэтти, Фернандо Эрнандез, Клифф Кёртис, Шон Патрик Томас, Донна Мерфи, Итан Сапли

Фильм охватывает отрезок времени в тысячу лет. Параллельно действие развивается в 1500, 2500 годах и в наше время. Томас Крео ищет Древо Жизни, чтобы спасти свою умирающую жену Изабель. Философская притча о жизни, смерти и любви. Что такое смерть: дорога к свету без плотской оболочки или неизвестность? Ответов в «Фонтане» нет, но есть вопросы, заставляющие задуматься. Герой Хью Джекмана уверен, что смерть можно победить, поэтому он все свое время посвящает поиску лекарства, оставив жену почти без внимания. А она смирилась с тем, что уходит, и знает, что навсегда останется в сердце любимого человека. Так любовь побеждает смерть.

Почему стоит посмотреть?

Игра актеров великолепна, режиссер превзошел себя, музыкальное сопровождение подобрано на удивление точно. «Фонтан» – пример современного эстетического кино.

3. Меланхолия

КиноПоиск: 7,1

  • 2011, Дания, Швеция, Франция, Германия
  • Режиссер: Ларс фон Триер
  • В ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Александр Скарсгард, Брэйди Корбет, Стеллан Скарсгард, Шарлотта Рэмплинг, Удо Кир, Камерон Спурр, Еспер Кристенсен

«Возможно, Бог повеселился, когда создавал этот мир, но он не смог до конца все продумать», – острота Ларса фон Триера достаточно полно описывает основное впечатление от его «Меланхолии». Его огромный замысел – показать конец мира, оказался выполнимым только при условии эскизности, контурности образов, картин, музыки. Возникает ощущение пустотелости и неважности, кажущейся еще вчера такой наполненной, жизни. Оказывается, что самый ценный, особый дар – бессилие и отсутствие здравого смысла. Истинный порядок этого мира – хаос. Люди смешны в своих попытках придать ему признаки упорядоченности. Нет ничего ненадежнее и бесполезности «вечных ценностей» – семьи, работы, положения в обществе.

Сестры Джастин и Клер. Клер – образец здравомыслия, рассудительности и добропорядочности и Джастин – тщетно пытающаяся не выбиваться из общепринятых рамок, незаурядная, талантливая, очень тонко устроенная и, возможно, поэтому в первой части картины кажущаяся сумасшедшей. Совсем скоро жизнь прекратится – одновременно, совершенно и бесповоротно. Уже не имеет значения ничто из того, что было главным еще вчера. Жизнь перед лицом смерти видится совсем иначе. Что позволит принять неизбежность смерти?

Почему стоит посмотреть?

И все же жизнь прекрасна, даже если остались считанные минуты, особенно, если остались минуты. Однажды все обязательно закончится, навсегда. Для всех одновременно или для каждого отдельно, не в этом дело. Жить нужно, до конца, потому что мир этот прекрасен. У Ларса фон Триера он пронзительно прекрасен – в звуках, во взглядах, в красках, в музыке. Истинное мастерство позволяет режиссеру использовать видеоряд и музыкальное сопровождение с виртуозностью, не оставляющей ощущения «вложенного труда». Фильм приятно отличается от прочих произведений подобной тематики еще и тем, что с самого первого кадра не остается никаких надежд на хэппи-энд.

4. Чрево

КиноПоиск: 6,6

  • 2010, Германия, Венгрия, Франция
  • Режиссер: Бенедек Флигауф
  • В ролях: Ева Грин, Мэтт Смит, Лесли Мэнвилл, Питер Уайт, Иштван Ленар, Ханна Мюррэй, Руби О. Фи, Тристан Кристофер, Джесси Хоффманн, Наталия Тена

События фильма относятся к недалекому будущему. В маленьком прибрежном городке живут Ребекка и Томас. Они дружат с детства, потом девочка уезжает, а когда возвращается, Томас понимает, что всегда любил ее. Ребекка отвечает ему взаимностью. Им по 17 лет, они юны и влюблены, все чудесно. Но счастье длилось недолго – Томас погиб в автокатастрофе. Убитая горем Ребекка находит своеобразный способ вернуть любимого – она решает родить клона Томаса.

Почему стоит посмотреть?

Картина Бенедека Флигауфа шокирует, хотя события в ней разворачиваются неспешно на фоне милых пейзажей. Обескураживает ситуация, в которой оказались герои, и реалистичность, которой удалось добиться режиссеру.

5. Сталкер

КиноПоиск: 8,0

  • 1979, СССР
  • Режиссер: Андрей Тарковский
  • В ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Алиса Фрейндлих, Николай Гринько, Наташа Абрамова, Файме Юрно, Е. Костин, Раймо Ренди, Сергей Яковлев, Владимир Заманский

Фильм по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». События происходят в неизвестном месте в вымышленное время, у безымянных героев есть только прозвища. Двадцать лет назад где-то здесь упал метеорит, и после этого в Зоне стали происходить странные вещи и исчезать люди. Ходят слухи, что где-то в Зоне есть комната, где исполняются самые выстраданные желания. Территория огорожена и охраняется кордонами, но есть проводник, зарабатывающий на жизнь походами в Зону – Сталкер. Профессор и Писатель наняли его, чтобы попасть в заветную комнату.

Почему стоит посмотреть?

«Сталкер» – знаковое произведение Андрея Тарковского. Основная идея фильма – вопрос веры. Чем-то фильм напоминает притчу о том, как Иисус с апостолом ходили по воде. Если «Сталкер» вас увлечет, вы обязательно будете еще не раз пересматривать его.

6. Матрица

КиноПоиск: 8,5

  • 1999, США, Австралия
  • Режиссер: Энди Вачовски, Лана Вачовски
  • В ролях: Киану Ривз, Лоренс Фишбёрн, Кэрри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг, Джо Пантольяно, Глория Фостер, Маркус Чонг, Джулиан Араханга, Мэтт Доран, Белинда МакКлори

Реальность «Матрицы» на самом деле – симуляция, созданная искусственным интеллектом для усмирения людей. Тепло человеческих тел машины используют как источник энергии. Хакер Нео, узнавший об этом, втягивается в борьбу против машин вместе с другими людьми, выбравшимися в реальность.

Почему стоит посмотреть?

«Матрица» – набор идей от субкультуры хакеров до гностики. Также просматриваются мотивы «Алисы в Стране чудес», произведений Айзека Азимова, Артура Кларка, боевиков и аниме.

7. Антихрист

КиноПоиск: 6,5

  • 2009, Дания, Германия, Франция, Швеция, Италия, Польша
  • Режиссер: Ларс фон Триер
  • В ролях: Уиллем Дефо, Шарлотта Генсбур

Самый скандальный фильм мастера эпатажа и одного из лучших режиссеров современности – Ларса фон Триера. В главных ролях – блистательные Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо.

Пара безуспешно пытается справиться с горем после потери ребенка. Они занимались сексом, когда их малыш выбрался из кроватки, перелез через окно и разбился. Психика женщины травмирована, и ее муж-психотерапевт отвозит ее в загородный дом в надежде, что покой и близость природы помогут придти в себя. Но все обернулось совершенно иначе. Бесконечное чувство вины и изоляция становятся детонатором для беспредельной жестокости друг к другу.

Почему стоит посмотреть?

История шокирующая, финал ее приводит зрителей в оцепенение. Сам Ларс фон Триера говорит, что основная идея фильма в том, что сотворил вселенную не бог, а дьявол. Режиссер считает, что «Антихрист» – его лучший фильм.

8. Книга Илая

КиноПоиск: 7,2

  • 2009, США
  • Режиссеры: Альберт Хьюз, Аллен Хьюз
  • В ролях: Дензел Вашингтон, Гари Олдман, Мила Кунис, Дженнифер Билз, Малкольм МакДауэлл, Фрэнсис де ла Тур, Майкл Гэмбон, Том Уэйтс, Ивэн Джонс

После ядерной катастрофы Америка лежит в руинах. На остатках цивилизации хозяйничают мародеры. По разрушенному миру бредет Илай – мудрый носитель веры, один из немногих, сумевших уцелеть. В его руке – дробовик, а в сердце – библия. Илай полон решимости защищать свои идеалы. Предводитель бандитов Карнеги хочет заполучить книгу Илая, и подсылает к нему красавицу Солару. Но девушка уходит в пустыню вместе с Илаем.

Почему стоит посмотреть?

Фильм о Боге и о Добре, понятный и религиозным людям, и убежденным атеистам.

9. Бойцовский клуб

КиноПоиск: 8,7

  • 1999, Германия
  • Режиссер: Дэвид Финчер
  • В ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Мит Лоаф, Зэк Гренье, Холт МакКэллани, Джаред Лето, Эйон Бэйли, Ричмонд Аркетт, Дэвид Эндрюс

Клерк, работающий в крупной компании, выстраивает свою жизнь по привычному шаблону. Его единственное развлечение – посещение групп поддержки неизлечимо больных. Только здесь он чувствует себя живым, но в последнее время эта хитрость перестала действовать. Потому что в те же группы начала наведываться еще одна «туристка» – Марла Сингер.

Однажды в жизни клерка появляется Тайлер Дердена, ведущий принципиально другой образ жизни. Тайлер и главный герой находят способ выпустить пар – они ожесточенно дерутся друг с другом. Вокруг них собирается группа приверженцев, и процесс становится неуправляемым.

Почему стоит посмотреть?

Фильм относится к категории обязательных к просмотру. Чак Поланик, по чьей книге снят «Бойцовский клуб», не бывает скучным и однообразным, он всегда находит новые идеи, чтобы «обрадовать» почитателей.

10. Клык

КиноПоиск: 6,2

  • 2009, Греция
  • Режиссер Йоргос Лантимос
  • В ролях: Кристос Стергиоглоу, Мишель Вэлли, Аггелики Папоулья, Христос Пассалис, Мари Тсони, Анна Калаицидоу, Стив Крикрис, Сисси Петропулу, Александр Вулгарис

У пожилых супругов уже взрослые дети. Вся семья живет в красивом доме с садом и бассейном. Может показаться, что это вполне обычные люди, но две взрослые дочери и сын ни разу в жизни не были в городе. Весь их мир умещается в рамках дома и сада, они уверены, что кошки очень опасны, самолеты нарисованы, а море – это оббитое кожей кресло. У взрослых детей нет имен, а единственные люди, которых они видели – родители.

Только Кристина может войти в дом. Девушка работает охранником у отца семейства и время от времени занимается сексом с сыном. Однажды Кристина соблазняет старшую дочь и дает ей видеокассеты, запрещенные в этом доме. Отец, узнавший об этом, запретил молодой женщине приходить, а дочь наказал. Отныне у брата и сестры будут интимные отношения, и мать готовит девушку к этому событию. Зная, что покинуть дом можно только когда выпадет правый клык, старшая дочь выбивает себе зуб и прячется в багажнике автомобиля, на котором отец ездит на работу.

Почему стоит посмотреть?

Фильм будет интересен любителям арт-хауса, при просмотре зритель погружается в мир абсурда, метафор и символизма.