Чтобы стать супер экспертом в любой области, нужно заниматься 10 тысяч часов

Правило 10 тысяч часов, или Как стать экспертом в любой области

В своей третьей по счету книге Малколм Гладуэлл утверждает, что гениями не рождаются, а становятся в результате настойчивых и направленных усилий. Две предыдущие его книги «Озарение» и «Переломный момент» были очень популярны, а «Гении и аутсайдеры» сразу стали бестселлером. Секрет успеха, видимо, в утешительной идее о возможности развития способностей.

Талант, по мнению автора, формируется при стечении нескольких условий: наличии выраженных способностей, возможности их развивать и случайного преимущества. Выдающиеся личности проявляются, если этому благоприятствуют обстоятельства. Малколм Гладуэлл выяснил закономерности, которым эти возможности подчиняются.

Более 20 лет назад группа психологов берлинской музыкальной Академии во главе с Андерсом Эриксоном провела интересное исследование. Студентов-скрипачей разделили на три группы. В первую группу включили потенциальных звезд, у которых были все шансы стать солистами мирового класса. Вторая группа состояла из перспективных музыкантов. Скрипачи из третьей группы не могли претендовать на известность, их потолок ограничивался местом школьного учителя музыки. Все участники отвечали на один вопрос: сколько часов в день они занимались музыкой с первого дня и до настоящего времени.

Большинство студентов впервые взяли в руки скрипку в пятилетнем возрасте и в первые годы занимались по 2-3 часа в неделю, но уже с 8 лет появляются различия в регулярности и продолжительности занятий. Студенты из первой группы упражнялись по 6 часов в неделю, в 12 лет – отдавали музыке восемь часов, а с 14 занятия занимали не меньше шестнадцати часов. В студенческие годы совершенствованию мастерства целенаправленно посвящалось более 30 часов каждую неделю. В результате к 20 годам лучшие студенты успевали набрать 10 000 часов музыкальных занятий. В багаже у середнячков было около 8 000 часов, а у будущих преподавателей музыки – всего 4 000 часов.

Сравнивая результаты любителей и профессиональных пианистов, Эриксон с коллегами выявили ту же закономерность. Любители не занимались музыкой более 3 часов в неделю, и к 20 годам у них накапливалось до 2 000 часов практики, а профессиональные музыканты с каждым годом занимались все больше, и к 20-летнему возрасту наигрывали 10 000 часов.

Эриксон не встретил ни одного музыканта, достигшего высокого мастерства без усилий и регулярных продолжительных занятий. Также не было музыкантов, которые при настойчивых занятиях не смогли добиться хороших результатов из-за отсутствия способностей. Напрашивается вывод: музыканты, поступившие в Академию, отличались друг от друга только способностью к настойчивому труду. Причем, лучшие музыканты занимались не просто больше остальных. Они были на порядок настойчивее и работали очень много.

Исследователи профессиональной компетенции уже давно высказывались о том, что достичь мастерства во многих видах деятельности можно только при настойчивом овладении навыками. Ученые установили, что для освоения профессии требуется 10 000 часов практики. Это правило относится в равной степени к спортсменам, музыкантам, писателям и уголовникам.

10 000 часов – это три часа в день или двадцать часов в неделю. При регулярной практике через 10 лет каждый может достичь профессионализма высшего класса. За это время кому-то удается достичь лучших результатов, чем остальным, но никому не удается стать мастером за более короткое время. Видимо, нашему мозгу требуется именно столько времени для усвоения всей необходимой информации.

А как же вундеркинды и звезды?

Моцарт

Первый пример, приходящий в голову для опровержения теории 10 000 часов – юный Моцарт. Психолог Майкл Хоув рассеивает сомнения в отношении вундеркинда: «Ранние произведения Моцарта не блещут ничем сверхъестественным, и не выдерживают сравнения с творениями зрелых композиторов. Есть основания полагать, что первые пьесы были написаны отцом композитора. Первые семь концертов юного Вольфганга были просто компиляцией чужих произведений. Великий концерт №9, принадлежащий именно Моцарту от начала до конца, появился на 21 году жизни, но к этому моменту он занимался музыкой 10 лет». Некоторые музыкальные критики считают, что великую музыку Моцарт сочинял после 20 лет практики.

Шахматы стали еще одним подтверждением правильности методики. Для достижения уровня гроссмейстера требуются все те же 10 лет занятий. Только легендарный Бобби Фишер сумел решить эту задачу в рекордный срок – 9 лет.

Билл Джой

Билл Джой – гений интернета, основатель Sun Microsystems, стоящий у истоков компьютерной революции. В 1971 году 16-летний парень поступил в университет Мичигана, чтобы стать инженером. Когда он оканчивал первый курс, открылся компьютерный университетский центр. Билл заглянул туда на минутку – и пропал.

В семидесятых годах компьютер занимал комнату, а его память и мощность были сопоставимы с параметрами микроволновки. Стоил компьютер около миллиона долларов. Мичиганский университет не испытывал финансовых проблем и компьютерный центр работал круглые сутки. Джой просиживал в нем ночи напролет, а утром отправлялся на лекции. Потом Билл поступил в Беркли, и смог посвящать программированию все свое время. Уже ко второму курсу его уровень знаний был выше среднего и Джой начал писать программы, которыми пользуются до сих пор.

Подсчитав в уме, сколько времени у него ушло на достижение ощутимых результатов в программировании, Билл Джой подтверждает, что ему понадобилось около 10 000 часов, причем было использовано время каникул, летние месяцы, дни и ночи – все время без остатка.

Битлз

Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр в свое время перевернули представление о популярной музыке. Музыканты приехали в США в феврале 1964 года, спели серию хитов и открыли «британское нашествие» на американский музыкальный олимп.

Леннон и Маккартни начали играть за семь лет до американского турне – в 1957 г. С основания группы до альбомов «Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и «Белого альбома» прошло 10 лет. А в 1960 г. никому не известную рок-группу пригласили в один из клубов Гамбурга для выступлений нон-стоп. Платили в Гамбурге не слишком много, акустика была неважной, публика не особенно взыскательной, но в Германии группа была вынуждена играть подолгу. По словам Джона Леннона, длительные концерты по 7-8 часов придали группе уверенности и сделали ее лучше.

До 1962 г. «Битлз» приезжали в Гамбурге пять раз. За полтора года они отыграли 270 вечеров, а к моменту фурора группы в их багаже было 1 200 концертов. Эта цифра огромна, многие музыканты за всю жизнь не набирают таких показателей. «Битлз» прошли суровую школу Гамбурга, научились выносливости, выучили множество песен, дисциплинировались и нашли собственный стиль, по которому мы узнает их и сегодня.

Билл Гейтс

История Гейтса широко известна: способный молодой математик увлекается программированием, бросает Гарвард, вместе с друзьями открывает компьютерную фирмочку Microsoft и превращает ее в мирового гиганта. Попробуем разобраться в деталях биографии амбициозного и талантливого человека.

Билл родился во вполне благополучной семье. Отец – преуспевающий адвокат, мать – дочь богатого банкира. Билл опережал в развитии своих сверстников в школе, и в 7 классе его отправили в частную школу «Лейксайд», где учились дети элиты Сиэтла. Когда Билл перешел в 8 класс, в школе заработал компьютерный клуб.

В 1968 г. компьютеры были в диковинку, а школа установила ASR-33. Терминал работал в режиме разделения времени и был связан напрямую с ЭВМ в Сиэтле. Гейтс почти переселился в компьютерный класс. Компьютерное время в те годы было дорогим, но по счастливому стечению обстоятельств одним из учеников школы был сын владелицы фирмы Computer Center Corporatio. Компьютерному клубу предложили тестировать программное обеспечение в обмен на бесплатное компьютерное время. Конечно, Билл не мог упустить эту возможность.

Позже Гейтс рассказывал, что помешался на компьютерах и проводил в классе время до самой ночи и в выходные. Вот как описывает свои школьные годы Билл Гейтс: «Я помешался на компьютерах, проводил за компьютером около 30 часов в неделю. Однажды меня и Пола Аллена на все лето отстранили от клуба, потому что мы взломали систему. Но Аллен нашел на физическом факультете Вашингтонского университета бесплатный компьютер, который был свободен с 3 часов ночи до 6 утра».

После была установка компьютерной системы на электростанции штата. Билл учился тогда в старших классах и уговорил учителей позволить ему заниматься независимым исследовательским проектом. Он работал под руководством Джона Нортона, который рассказал Гейтсу больше, чем все остальные вместе взятые. За пять лет Билл Гейтс набрал свои 10 000 часов, в этом можно не сомневаться.

Подытоживая факты, изложенные Малколмом Гладуэллом, можно сделать вывод, что обязательным фактором успеха становится не только высокий уровень интеллекта и природная одаренность, но и упорные продолжительные практические занятия. Также нельзя забывать о роли окружения человека. В одиночку и без материальной поддержки достичь высокого уровня профессионализма крайне сложно и ученым, и спортсменам, и музыкантам. Существенное уточнение: время следует тратить не только на изучение предмета, но и на практические занятия. В процессе обучения необходимо постоянно усложнять задачи, чтобы избежать профессионального застоя.

10 000 часов – 5 лет с полным рабочим днем. Это число, которое обеспечивает филигранное мастерство в выбранной области.