Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Как научить ребенка обращаться с деньгами

Наши взрослые проблемы родом из детства. Страх темноты, неумение общаться, эгоцентризм и многие другие особенности, усложняющие жизнь, начинают формироваться возрасте, когда детские капризы не воспринимаются всерьез. Проблемы финансового характера тоже закладываются раньше, чем ребенок учится считать и писать. Только от родителей зависит, вырастет ли ребенок мотом или, наоборот, превратится с годами в скареду. Как научить ребенка адекватно относится к деньгам, соизмерять финансовые возможности с желаниями?

Когда можно выдать ребенку личные (карманные) деньги?

Нужно ли давать ребенку карманные деньги и сколько? Размер «детских» во многом зависит от состоятельности папы и мамы, а вот решить, когда можно начинать финансовое воспитание, не так просто.

Психологи говорят, что выдавать отпрыскам деньги на личные расходы нужно с 7-8 лет. Многие одноклассники в этом возрасте уже располагают небольшими карманными деньгами. Если ваш ребенок не сможет совершать покупки, как остальные дети, его самооценка пострадает. К тому же, деньги – это ответственность и необходимость делать выбор между «хочу» и «могу». В конце концов, деньги в школе ребенку нужны, чтобы купить стакан кефира и булочку на перемене.

Есть мнение, что начинать ознакомление с миром потребления нужно намного раньше – в 3-4 года. В этом возрасте уже можно объяснить малышу, что деньги нужны для покупок, показать купюры и монеты, дать их ему, позволив расплатиться за мороженое. Малыши не могут соотнести значимость купюр с ценой товара, но они могут понять принцип обмена деньги-товар.

Немного позже, можно приступить к освоению азов арифметики на примере вычисления суммы для покупки двух конфет и т. п. На этом этапе уже можно рассказывать о цене на основные товары, о том, что стоит дороже, а что дешевле.

Период активного выпрашивания продолжается обычно с 5 до 10 лет, и задача родителей в это время не идти на поводу у чада, а научиться правильно ему отказывать и перенаправлять желания в «мирное» русло. Научить ребенка контролировать эмоции можно, если вместе с ним составлять список того, что он хочет получить. Период ожидания может составлять недели три, и если желание остается актуальным, его нужно удовлетворить. Во взрослой жизни умение отказываться от покупок и выбирать сослужит добрую службу.

Детей 10-14 лет уже можно отправлять в магазин за простыми покупками, например, за хлебом или молоком. Часто родители разрешают ребенку оставлять себе сдачу от покупок. По мнению психологов, это не очень правильно, так как не формирует привычку бережно относится к деньгам. Возьмите сдачу, пересчитайте ее, и часть выдайте на карманные расходы.

С 15 лет детей уже можно приобщать к зарабатыванию и накоплению денег. В этом возрасте желания ребенка заметно дорожают. Детеныш вырос, и мечтает об айфоне и ноутбуке. Встает вопрос, где взять деньги на дорогие вещи, и вы должны научить ребенка зарабатывать не только на увеличение карманных сумм, но и на приобретение вещей. Если вы найдете своему чаду настоящую возможность немного зарабатывать без ущерба для учебы, к окончанию школы он приобретет очень полезное умение ценить деньги и не транжирить их. Если вы не считаете возможным окунать чадо во взрослую жизнь так рано, поощряйте его откладывать часть суммы, выданной на карманные расходы или в виде подарка.

Во взрослую жизнь человек должен выйти с пониманием того, что:

  • Расходы не должны превышать доходы.
  • Нельзя влезать в долги, особенно для покупки того, без чего можно обойтись.
  • Сначала следует покупать необходимое, а потом – все остальное.
  • Не стоит ничего покупать под влиянием импульса – сначала нужно подумать.
  • За покупками нужно отправляться со списком.
  • Деньги любят счет, поэтому желательно вести учет своих трат.

Как научить ребенка правильно относиться к деньгам

Исследования авторитетных британских ученых говорят о том, что привычка обращаться с деньгами формируется у человека до семи лет. Возможно, это правильно только для английских детей, но и наши отпрыски будут благодарны, если мы научим их зарабатывать, копить и правильно тратить деньги. Пока ребенок прислушивается к вашим советам, не поздно научить его обращаться с деньгами.

Деньги – это плата за труд

Конечно, мы балуем своих детей, это совершенно естественно. Нет преступления в том, что дитя получает деньги на сладости или незапланированный подарок за пятерку по химии. Важно, чтобы ребенок относился к таким неожиданным подаркам, как вы относитесь к премии – приятно, но погоды не делает.

Устройте все так, чтобы ребенок мог сам зарабатывать на карманные расходы. Денежные поступления должны быть заслуженными: за уборку комнаты, загрузку стиральной машины, уход за комнатными растениями и т. п. Занятие желательно сделать регулярным, как и заработок за исполнение домашних обязанностей. Сейчас многие подумали, что странно платить детям за то, что мы с вами делали совершенно бесплатно. Согласитесь, результат такого воспитания в большинстве случаев неутешительный.

Приучайте детей к тому, что труд должен оплачиваться, только не впадайте в крайности. Вы совсем не должны оплачивать каждое действие своего наследника, но определить круг «платных услуг» вы можете. Почему бы не доверить ему мытье посуды или походы хлебный магазин? Это разгрузит вас и приучит ребенка к мысли, что заработанные деньги – это круто.

Вкус к накопительству

Мало заработать деньги, нужно уметь правильно ими распорядиться. Даже пятилетний ребенок в состоянии оценить преимущества принципа двух копилок. Объясните, что заработанные деньги можно разделить на две части – одну из которых нужно отложить, а на вторую купить все что угодно – сладости, наклейки, блестки, любую ерунду, милую детскому сердцу. Вы можете обсуждать траты, но вмешиваться и, тем более, запрещать покупки вы не имеет права. Ребенок должен быть уверен, что заработанные ним деньги принадлежат только ему.

Отложенная часть денег должна накапливаться для какой-то цели – реальной и понятной. Главное, чтобы ребенок сам хотел собирать деньги для покупки того, что ему хочется иметь. Это может быть игровая приставка, новый телефон или что-нибудь другое. Помогайте пополнять копилку, давая ему возможность заработать, но не покупайте вещь, ради которой ребенок откладывает деньги.

И не вздумайте сердиться, если начинающий накопитель залез в копилку и потратил все на мороженое – это его деньги. Мороженое закончится, а урок будет усвоен – чем больше необязательные траты, тем дальше покупка желаемого.

Когда необходимая сума будет собрана, устройте праздничный поход в магазин – вы можете гордиться своим ребенком, который заработал и собрал деньги на самостоятельную покупку дорогой вещи.

Здравое отношение к рекламе

Рекламой соблазняют не только взрослых, дети тоже постоянно подвергаются искушениям (см. «5 рекламных хитростей, заставляющих мозг заинтересоваться рекламой»). Детские телеканалы изощренно навязывают ненужные и бессмыленные предметы, одноклассники приходят в школу с новыми айпадами, яркие бигборды не дают пройти мимо.

Объясните ребенку, что цель рекламы – стимулирование желания немедленно получить вещь. Специалисты-рекламщики умеют внушить потребителям убежденность в том, что без рекламируемого продукта жизнь будет неполноценной. Возможно, неокрепший ум не сразу научится контролировать эмоции – мы тоже не всегда можем сохранять спокойствие при виде красивых сапог или ноутбука.

Эффективная техника борьбы с рекламой – отложенная покупка. Научите ребенка не торопиться с покупкой, даже если у него собрана достаточная сумма. Через несколько дней очарование может развеяться. А пока обсудите, что можно было бы купить на эти деньги, насколько нужна разрекламированная вещь. Разберитесь в преимуществах разных вариантов, если речь идет, например, о телефоне, компьютере, одежде и т. п. Вместе исследуйте предложения и помогите ребенку принять взвешенное решение.

Ваша обязанность предупредить ошибку, но окончательное решение ребенок должен принять самостоятельно. Постарайтесь объяснить, почему нельзя совершать импульсивные покупки, заодно можете поделиться своим печальным опытом.

Спокойное отношение к деньгам

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не стал невротиком, научите его относиться к деньгам спокойно. Правда, передать эти знания могут только те, кто сам не подвержен этому виду невроза. Да, деньги не портят жизнь, с ними проще, спокойнее и приятнее. Большая зарплата лучше маленькой, а быть бедным и больным хуже, чем богатым и здоровым. Но деньги – это часть жизни, а не ее цель. Настроение и, тем более, счастье не должны зависеть от количества денег.

Если ребенок не раз присутствовал при семейных разборках по поводу нехватки денег, убедить его в искренности родителей будет сложно. Может быть, это подходящий момент, чтобы пересмотреть и свое отношение к финансовой стороне жизни? В самом деле, прямой связи между восприятием мира и размером счета в банке нет. Причины для радости всегда есть, если вы умеете не сравнивать себя ни с кем, а просто получать удовольствие от хорошей погоды, любимых людей и верных друзей.